- The Elder Scrolls
- Энциклопедия Тамриэлика
- Книги
- Путеводители
- Разработчики
- От фанатов
- Дополнительные материалы
- Категории
Архитектура Вварденфелла
Архитектура Вварденфелла
- Fullrest
- Вселенные
- Elder Scrolls
- От фанатов
- Статьи
- Брат Охт Веб
- Архитектура Вварденфелла
Говорить об архитектуре, и в принципе, о культуре данмеров, рассматривая исключительно их внешний вид и даже утилитарное назначение, особого смысла, увы, не имеет. TES 3 — произведение составное, шедевр компиляции, где части, собранные «по сусекам» были видоизменены фантазией разработчиков. В самом деле, то что формы зданий Хлаалу один в один повторяют формы древнейших городов Ближнего Востока, даэдрические руины напоминают буддийские ступы, а данмерские крепости похожи на крепости древней Индии, дает для исследования крайне немного, так как человеческая (и мерская) фантазия хоть и безгранична, но обречена на следование повторяющимся моделям, зависящим от географии и политического устройства, формирующих местный менталитет. Списывание того, что мы наблюдаем на протяжении игры на то, что «разработчики так решили» есть тупик. Гораздо привлекательнее рассмотреть «закрома», из которых были извлечены эти формы, и проследить путь их изменения. Потому это исследование является не более, чем списком аналогий реалий Морроувинда с реалиями других вымышленных и объективных вселенных с прилагающимися к этим аналогиям объяснениями, надо думать, весьма неполными, поскольку кто в состоянии охватить все, что происходит в Больной Божественной Голове? Так что все нижеизложенное — не академическая работа, а скорее, разновидность занимательной географии.
Говоря о Великом Доме Хлаалу, «великих соглашателях» и «имперских шавках», сразу хочется отметить, как эти два определения повлияли на их быт и чувство прекрасного. В самом деле, единый стиль убранства всех зданий — от поместий лордов до трущоб Рабочего квартала Балморы говорит об изрядной демократичности, и, как ни странно для богатейшего Дома Морроувинда, немалой скромности. Но странность исчезает, когда вспоминаешь, что истинное богатство не кричит о себе. Мой внутренний циник, впрочем, замечает, что удачливые воры и не должны бахвалиться роскошью, дабы не привлечь внимания стражи. Прямые же углы зданий и улиц несут на себе явный отпечаток имперского владычества. Так ученик подражает учителю, и подражание это началось задолго до того, как легионы пришли в Ресдайн — «соглашатели» были таковы, похоже, еще до Войны Первого Совета, что косвенно подтверждает «Песнь Яда». Желтый цвет этой фракции — наследство Великого Дома Коррино Вселенной Фрэнка Герберта и охраняющие покой Балморы сарда… легионеры усиливают эту догадку. Корреляция, впрочем, незначительная, поскольку общих черт с самим домом Коррино у Хлаалу не так уж и много.
Другое дело Великий Дом Редоран, Красные, дом чести и доблести, покинувшие свои материковые владения ради новой столицы в Альд’Руне. Атридесы? Не только и не столько. «Ближневосточность» башен и домов, кстати, тоже ярко выражена, но если дома Хлаалу напоминают дома Персеполя и Пасаргад эпохи расцвета, то редоранцы явно тяготеют к «сельскому стилю» и более феодализированны. Скар явно доминируют над прочим Альд’Руном, так же, как Болвин Веним над прочими советниками и, в отличие от строго дифференцированных городских районов Балморы, похоже, возводившихся по заранее составленному плану, редоранские кварталы лепятся вокруг ближайшей доминанты — будь то Краб, Храм или трактир (для Маар Гана). Отсюда можно сделать вывод, что вварденфельские Атридесы с одной стороны, сакрализируют собственную власть (хотя это для всех «Атридесов» характерно), а с другой, воспитываемая веками честь не дает им впадать в раболепие. Да, ремесленники и обыватели укрываются в тени Храма и вооруженной руки Советников, но и те «заботятся о своих людях», что конкретно в архитектуре выражается широкими улицами и площадями. Здесь нет ни узких коридоров Телванни, ни вонючих Балморских переулков, укрывающихся за строениями Гильдии Магов и Бойцов, к примеру. Также виден разительный контраст между грубыми и неотделанными стенами домов снаружи и роскошными изразцами и коврами внутри. Это может иметь и практическое значение — все равно бури источат любую наружную отделку, бурями же объясняется и обтекаемая форма зданий. Но также здесь как нигде отчетливо виден один из главных Редоранских постулатов — истинная ценность личности сокрыта внутри.
Телванни думают схожим образом, но, будучи утилитарными параноиками, делают все, чтобы до этой ценности не добрался ни один чужак. Если основным врагом простых редоранцев являются суровые природные условия, то волшебники, в основном, враги сами себе. «Ментальность жителей осажденной крепости», Досточтимые Матроны? Очень похожи, во всяком случае — отдельные, связанные между собой лишь соперничеством ячейки полусумасшедших. Главный довод в пользу этого утверждения — Паучья Королева Терана с ее футаром хаджитом-трансвеститом, яйцами квама, из которых все не народятся пауки и осаждающей ее такой же Матроной — кирпич, летящий в лицо, и то не может быть более прозрачным намеком. Если у редоранцев и Хлаалу доминант в городе несколько, то здесь одна-единственная — Башня Власти, надменный ум, вознесшийся над прочими и потихоньку сходящий в паранойю, таящийся над всеми этими кишкообразными извилистыми коридорами и залами, погруженными в полумрак безумия и распада личности. Тель Вос, правда, исключение — Арион предпочитает доминировать над побежденными (или обманутыми) соперниками, а не над своими слугами, за что ему большое спасибо. Драта, впрочем, тоже больше похожа на Рыбословш, чем на Матрон: недаром ее зовут доброй госпожой, но как человек влияет на окружение, так и оно на человека, поэтому и она со сдвигом (и, вероятно, ее ждет участь Тераны).
Вообще, говорится, что основные принципы своей архитектуры Телванни переняли у двемеров (хотя, на самом деле, они переняли ее у жителей планеты Дур в Рассеянии, с их каркасным кустарником), но я практически уверен, что здесь речь идет, скорее о техническом знании, чем о ментальности, придавшей этим строениям их облик, хотя изолированность двемерских колоний может свидетельствовать о раздробленности двемеров, такой же, как у Телванни, что косвенно подтверждают «Хроники Нчулефта». С другой стороны, двемеры владели телепатией, так что, возможно, изоляция и раздробленность были у них не так велики. Но двемеры, увы, оставили больше вопросов, чем чего бы то ни было, поэтому я понятия не имею, в самом ли деле они жили в своих латуннобетонных строениях, или то были лишь научные, промышленные и административные центры (подозреваю, что для них особой разницы не было), а сами «гномы» селились рядом в менее устойчивых к разрушению конструкциях? Да, вы можете найти пару-тройку остовов железных кроватей во многих, хоть и не во всех руинах, но кто может поручиться, что они принадлежали постоянным жителям, а не временным диспетчерам? Бамз-Амшенд, впрочем, похоже был «настоящим» городом с постоянным количеством поселенцев, а вот как насчет всяких там Нчардарков, вряд ли вообще когда-либо подходивших для проживания? Являются ли шпили двемерских башен антеннами, и если да, то какого рода волны могли отправляться и приниматься ими?
С даэдрическими руинами, напротив, все проще, чем кажется. Двоюродные братья буддийских ступ с легким привкусом Р’льеха, что объясняется тем, что те, кому поклонялись в этих ступах, во многом походят на лавкрафтовских тварей, а Мехрун так прям однофамилец. Любопытно, что храмы Хороших Даэдра либо совсем разрушены (Боэта), либо присутствуют в единственном экземпляре и практически лишены своих родовых черт (Азура), либо и вовсе отсутствуют (приходите поклониться Мефале в Вивек, ищите усеченную пирамиду). Или лучше не ищите — Вивек состоит из них практически целиком, что лично я объяснил бы тем, что Поэт-Вор строил священный и святой город, а потому каждый квартал — сам себе алтарь.
Вообще, все эти зиккураты сильно смахивают на вавилонские, да и Баб-Илум, «Врата Бога», в первую очередь был храмовым городом. Роль Вавилонской Башни, в таком случае исполняет Министерство Правды, после обрушения которого данмеры были рассеяны по свету. Внутри же эти кварталы представляют собой нечто среднее между общежитием, монастырем и воровским притоном, причем для каждой ипостаси есть свой уровень, что символизируют всю социальную лестницу Морроувинда: в подземельях преступники, наркоманы и культисты Четырех Столпов, чуть выше рабы и нищие, над которыми в зоне Пояса живут обыватели и ремесленники. И на них на всех сметают пепел жители Плаз. Есть хитрость и в расположении кварталов — ближе всех ко Дворцу Вивека и Храму трущобы округов Делина и Олмса, что, вероятно, символизирует любовь Вивека к простонародью; в северном направлении следуют кварталы Домов (естественно, Хлаалу на западе, а Телванни на востоке, между ними Арена и Редоранцы, что, надо думать, должно напоминать о вражде между Домами). И, наконец, на максимальном удалении от Бога — квартал нечестивых чужеземцев.
Немного странно, что для внутренней отделки используется велотийский стиль, поскольку считается, что башни велоти были основаны еще Алдмери и представляли собой их колонии. Вероятно, впоследствии их заняли кимеры, следовавшие за Велотом, возможно с боем, что может относиться и к древним данмерским (точно ли данмерским?) крепостям, таким, как Валенварион и Хлормарен (в котором, кстати, велотийская канализация, что может служить свидетельством того, что они были построены одновременно). В случае, если авторство этих строений не принадлежало кимерам, становится ясно, почему в дальнейшем они так быстро деградировали до уровня эшлендеров, с последующим развитием каждого клана по своей ветке.
Обсуждение: Архитектура Вварденфелла
Обсуждение: Откуда есть пошел Морровинд