- The Elder Scrolls
- Энциклопедия Тамриэлика
- Книги
- Путеводители
- Разработчики
- От фанатов
- Дополнительные материалы
- Категории
Путеводитель по Империи, 1-е издание: Киродиил
Карманный путеводитель по Империи и ее окрестностям, 1-е издание: Киродиил
- Fullrest
- Вселенные
- Elder Scrolls
- Путеводители
- Путеводитель по Империи, 1-е издание
- Путеводитель по Империи, 1-е издание: Киродиил
Киродиил — Империя Дракона, Звёздное Сердце Нирна и Трон Разлученных Королей.
Коль скоро история нордов — это история людей Тамриэля, то Киродиил — это трон, с которого они будут вершить свою судьбу. Это крупнейшая провинция на континенте, большую часть которой занимают бесконечные джунгли.
Её центр — долина Нибеней, покрытая зелеными лугами и окружённая экваториальным дождевым лесом. Если направиться на юг по одной из рек, которыми изобилует этот регион, то климат будет становиться все более субтропическим, пока твердая земля не уступит место болотам Аргонии и спокойным водам Залива Топал.
Между западным побережьем и центром долины располагаются всевозможные лиственные и мангровые леса, которые по мере приближения в сторону океана постепенно редеют.
Западное побережье является влажно-сухим регионом, где лесные пожары от Рихада до Анвила и от Анвила до северных деревень Валенвуда — вполне обыденное явление в летнюю пору. Несколько главных дорог ведут на запад, а на северном пути помогают реки; есть даже подземный тоннель в сторону Велотийских гор, но большая часть Киродиила — речные поселки, окруженные зарослями джунглей.
История Киродиила, по сути, начинает свой отсчёт с Алессианской Реформации (см. вставку Алессианский орден), когда успехи цивилизации позволили региону превратиться в заметного игрока на политической карте Тамриэля.
Его культура и военная мощь были сосредоточены в священной Нибенейской долине — просторной травяной равнине с обширным озером в самом центре. На этом испещренном мостами и гондолами перевозчиков озере есть несколько островов, на которых и находилась столица.
Реки связывали город с его отдаленными доходными землями и с дружескими внутренними портами Скайрима и Пеллитина (Pellitine). Основу экспорта составляли текстильные изделия и рис, помимо того, шла торговля экзотикой и редкими товарами: доспехами из шкур, лунным сахаром и шелком предков.
Процесс объединения Киродиила замедляли его огромные размеры и частые акты агрессии со стороны регулярно возникавших эльфийских тираний. Во времена наибольшего усиления Алессианского Ордена западные территории пользовались некоторой автономией, называвшейся «Коловианские Имения», — наименование, что и по сей день существует в Киродииле.
Зачастую о Киродииле говорится, что он имеет два лица: Запад и Восток. Любую дискуссию о дальнейшей социальной истории провинции должно вести, учитывая это раннее разделение.
По традиции Восток считается душой региона, его великодушным и терпеливым управителем. Его зарождение произошло в мангровых лесах долины Нибеней, когда киро-нордские племена — нибенейцы (Nibenese) — смогли отделиться от Скайрима экономически и культурно, утвердив свой суверенитет.
Эльфийские атаки Первой Империи породили элитное подразделения войск Долины — Боевых магов.[1] Ко времени, когда Алессианские доктрины распространились с севера по речным торговым путям, эти маги стали правящей аристократией. Но вскоре Алессианское священство вытеснило их, найдя нишу для своей харизматической религии в верованиях низших классов. На смену пантеону нордов с Восемью Божествами пришли пышно обставленные почитание духов предков и поклонение священным животным, которых придерживалось монотеистическое алессианское вероисповедание. В конечном счёте доктрины проникли практически в каждый аспект культуры Востока Киродиила.
Сочетание ограничений употребления в пищу определённых видов мяса с поклонением культам животных вскоре привело к полной невозможности сельского хозяйства и животноводства. Поэтому многие жители Восточного Киродиила были вынуждены переквалифицироваться в купцов, что со временем привело к превращению долины Нибеней в самое богатое государство региона. И всё же во время правления Алессианцев, независимо от богатства и ранга, всё население арендовало землю у духовенства и было обязано платить клирикам десятину — напоминание, которое ярко демонстрировало, кто являлся реальным правителем в стране.
Запад же считается твёрдой дланью Киродиила: решительной, непоколебимой и бдящей. Норды, которые поселились в Киродииле, были вытеснены из плодородной долины Нибеней и посему решили покорить приграничные края. Примитивные и жестокие, они не были склонны к тяжёлому труду или занятиям магией, предпочитая кровавые бойни и грабеж. После захвата и разграбления портовых городов недов на побережье Крика они предприняли попытку покорить Море.
Их первые рейды достигали акватории залива Илиак и Мыса Синего Раздела, и тамошние порты они грабили ежегодно вплоть до прибытия превосходящих (на ту пору) сил йокуданского флота около 810 года Первой Эры. Во время Реформации Запад занимал твердую позицию, противостоя доктрине Алессии как в географическом, так и в социальном плане.
Его северный сосед, Хаммерфелл, был в ту пору защищен собственным Святым Орденом — Ра Гада, чья нетерпимость к чужеземцам служила Западному Киродиилу защитным буфером против алессианского духовенства. Именно поэтому Пантеон Восьми Божеств выжил в Западном Киродииле и отношения с алессианским Востоком стали напряжёнными. В итоге Запад откололся от теократической гегемонии долины Нибеней, создав собственное государство: Коловианские Имения.
Это положение сохранялось до 1Э 2200, когда произошла катастрофа, получившая название Трассианской Чумы (см. Дикие и опасные земли — Трас), которая скосила более половины населения Тамриэля. Особенно большие потери понесли близлежащие к Трасу западные побережья. В итоге, когда Бенду Оло (Bendu Olo) — король Коловианского Анвила — возглавил Флот Всех Знамён для победы над народом слизней из Траса, слава Киродиильцев распространилась по всему миру.
Вторая Империя.
Вторая империя имеет историю, разделённую на два этапа: Династия Ремана и Потентат акавири.
Как уже упоминалось в тексте, после Вторжения акавири они были побеждены и Реман принял многих из них к себе на службу. Киродиильцы традиционно стали принимать на службу акавири из Дома Стражей (House Guard), а главный советник Императора согласно традиции был акавирского происхождения.
Другие пленные акавири сыграли значительную роль в создании административных структур Второй Империи, а также в подготовке военных сил. Имперского Легиона был реорганизован, приняв от акавирцев беспрецедентную меру согласованности, логистики и дисциплины, после чего он начал легко сокрушать другие провинциальные армии; вскоре каждый регион в Тамриэле был под властью Второй Империи, за исключением Морровинда.
После убийства последнего наследника Ремана Темными Эльфами из Мораг Тонга во время катастрофической Войны Четвертого Счёта контроль над Империей перешёл к акавирскому Потентату.
Владычество акавири оставило след в имперской истории, ощутимый и поныне. Высокое мастерство владения дайкатаной и драконьей бронёй пришли из Акавира. Униформа телохранителей и шпионов Септима — Клинков — наследие Акавира. Красные Драконы, которые символизируют Империю, изначально были верховым транспортом акавирцев. Носители фамилий акавири глубокоуважаемы и редки, но черты лиц акавирцев можно проследить во многих благородных семьях Киродиила. Некоторые колонии «Истинных акавири» все еще существуют и в Империи, и в ее пограничных районах, но их называют такими только из-за традиций, а не за чистоту крови.
Коловианские Имения, однако, начали затмевать богатый и густонаселенный Восток, что привело к Войне Справедливости, уничтожившей господство Алессианского Ордена. Контроль над долиной Нибеней вернулся к меркантильной магократии, которая, на западный вкус, была слишком изощренной, и потому воссоединения земель не произошло.
Прошло четыреста лет, прежде чем Реман I, гордый сын Запада, объединился с армией долины Нибеней в борьбе с вторжением акавири в 1Э 2703. Киродиильские силы изгнали акавирцев из регионов на севере, вынудив акавири капитулировать в Белом Проходе, что на границе со Скайримом.
По окончании войны киродиильцы осознали себя не только единой нацией, но народом, ответственным за дальнейшую защиту северных королевств людей. Когда Эльфы Островов Саммерсет ополчились на этот, по их словам, «перерожденный человеческий империализм», Реман был вынужден признать правоту своих подданных. В целях предотвращения Эльфийских нападок[2] в отношении ослабленного предыдущими сражениями Севера он предложил амнистировать пленные войска акавири в своих владениях, если они будут служить ему в качестве ядра армий Второй Империи Людей.
Династия Ремана существовала в течение двухсот лет, и за это время были покорены все королевства Тамриэля, за исключением Морровинда. И более того, группировка темных эльфов Мораг Тонг была ответственна за гибель наследников Ремана, а смерть последнего истинного Императора Киродиила возвестила, что началась Общая Эра — ОЭ (СE=Common Era).
Империя Киродиила продержалась еще четыреста лет под покровительством Потентата Акавири (см. вставку Вторая Империя), а затем пала и пребывала примерно столько же времени в упадке, который сопровождали повсеместные восстания и полная потеря накопленных империей власти и влияния. Это время стало известно как Период Интеррегнума (прим. Междуцарствие). Тем не менее остатки Киродиильской Империи выстояли, хотя Восток и Запад были раздроблены сверх всякой меры.
Коловианские Имения покорил король Кухлекайн (Cuhlecain), что назначил генералом своих легионов атморца по имени Талос. Генерал Талос учился в Скайриме мастерству Ту’ум и мог уничтожать армии, сбивая врагов с ног своим боевым кличем. Спустя год было возрождено из пепла и объединено уже более половины Киродиильской Империи. Кухлекайн посчитал целесообразным направиться в Долину Нибеней, чтобы захватить столицу и провозгласить себя Императором.
К этому моменту Хай Рок и Скайрим мобилизовали свои войска для совместного вторжения на Коловианский Запад, выступая против возвращения под влияние Киродиила. Талос встретил их на полях Санкр Тора. Северяне, вступившие в пределы Империи, вскоре, однако, присоединились к силам генерала, поскольку, услышав его ту’ум, они поняли, что он сын Скайрима и наследник Империи Людей.
Что же касается бретонов, когда рассказы о новом генерале Кухлекайна достигли Хай Рока, там решили бороться с колдовством Императора своим собственным. В ОЭ 854 Меч Ночи из Западного Предела пробрался в императорский дворец в Долине Нибеней. Там колдун убил императора, поджёг дворец и перерезал горло генералу Талосу.
«И было так, что ушёл он от тлена погибели, сжимая одной рукою свою выю, а другой венец Кухлекайна, и возрыдал Легион, увидев облик его. Ибо ведовство севера сберегло ему жизнь, но Голос, приведший их к победе, утих навеки в эту ночь. Не могла уже речь его разбить армию, но и шёпотом одним мог он повелевать воинами своими. И взял он себе имя по обычаю Киродиила, и зваться стал Тиверием Септимом[3]. И взял он себе имя по обычаю королей Севера, и был наречен Исмиром, Драконом Севера. Под этими именами принял он корону Красного Алмаза Киродиила и взошел на трон его, став его истинным Императором».
С этих строк начинается Третья Империя Людей.
Киродиил Третьей Эры — это молодой и полный жизни результат развития древнего наследия. Изнутри он претерпел невероятную реставрацию — реконструкция разрушенных участков Имперского Города практически окончена, дороги и города, разрушенные в период Интеррегнума, восстановлены.
Восток и Запад едины впервые за последние четыре столетия. Киродиил ныне олицетворяет стабильность и мощь, которых не было со времен Реманской Династии, — объединение, родившееся, когда Человек Запада взошел на трон Востока, выковав из них обоих могущественнейшую силу в Тамриэле. За двадцать лет, прошедших с его воцарения, Септим установил имперскую власть в Хай Роке, Скайриме и Хаммерфелле. Каждый регион, что населяют люди, теперь вместе с Императором противостоит эльфийской угрозе[4] Император милостиво приписал свой успех народу — коловианцам и нибенейцам, чьи культуры мы рассмотрим здесь в их нынешнем состоянии.
Песня о Тайбере Септиме.
Из оды:
В Атморе рожденный, был он Талосом назван, «Короной Бурь» на старом Эльнофексе. Под парусом покинул он те земли, в Скайриме средь нордов прошла его юность, от Языков познал он мудрость и у вождей учился воевать. И в двадцать лет всего он вторгся в Старый Хрол’дан, отняв его у дряхлых колдунов Хай Рока.
<…>
Скоро известно от Седобородых всем стало, что те беспокойны: их тихий ропот порождал шторма. Когда ж они решили молвить гласно, оставили дома селяне и бежали перед лицом великой бури той.
<…>
Селяне Талоса просили повернуть, поскольку шел он к самой той горе, где дом Седобородых находился.
<…>
Вступил он внутрь, и его увидев, Седобородые повязки сняли с ртов. Когда же старцы молвили, мир дрогнул от имени, что вслух они произносили.
<…>
Сказано было сыну Атморы Языками Скайрима, что Тамриэля правителем стать его участь. Сказано было, что должен на юг он отправиться, чтобы добиться места, которое должен занять.
<…>
Истинно, что Талос, битвы при Хрол’дане после вскоре вошел в Киродиил.
Истинно, что буря великая шла перед ним.
Культ Мотылька-Предка.
Очень долгое время киро-норды экспортировали шелк предков в другие регионы. Простая, но в тоже время экзотическая ткань соткана из нитей, что дает чёрная бабочка-шелкопряд. На ткани обычно красуется надпись с необходимой генеалогией покупателя.
В Культе предок и мотылёк стали синонимами: пение и молитва, обращенные к предкам в специальном ритуале, когда собираются пряди шелка, применяются и для того, чтобы сшить любое одеяния или костюм. В шорохе этого материала во время ходьбы слышится несравненный хор предков.
Его ношение быстро стало священным обычаем Нибенея, который сохраняется по сей день. Монахи, имеющие высший сан в Культе Мотылька-Предка, способны обходиться без магического ритуала, необходимого, чтобы зачаровать эту ткань, и действительно, они предпочитают носить мотыльков у шеи и лица. Они способны привлечь мотыльков-предков путем использования измельченной коры, собранной от любимого дерева шелкопряда, и пением определенных мантр. Монахи должны петь молитвы постоянно, чтобы поддерживать контакт с мотыльками предка, — дисциплина, которую они выносят ради сохранения космического баланса. Когда монах отвлекается от чтения этих мантр, например при разговоре, мотыльки разлетаются в стороны от него каждый раз, когда он произносит фразу. Когда же монах возобновляет едва слышное пение, мотыльки вновь садятся на его кожу, скрывая её от света.
Коловианцы[5] до сих пор сохраняют дух своих вольных предков. Они просты, самодостаточны, приветливы и очень верны по отношению друг к другу. Всякий раз, когда Восток при слабых владыках вскипает беспорядками, коловианцы замыкаются в себе, полагая, что смогут сохранить национальный дух до тех пор, пока буря не уляжется. Они понимают, что Долина Нибеней является сердцем Империи и культурным центром цивилизации, но это хрупкий центр, который может быть сохранён лишь силой и характером Императора. Если он будет медлить, то будут медлить и коловианцы. Если Император силён как Тайбер Септим, они встанут под знамена его легионов.
Ныне большую часть воинов в Рубиновой иерархии составляют выходцы с запада Киродиила. Коловианское дворянство, офицеры в Имперских Легионах или Западной флотилии, не позволяет себе растрачивать средства на роскошный быт, как это принято в столице. Оно предпочитает хорошо сработанную униформу и скромные штандарты, свисающие с потолков их суровых скал-крепостей; и сегодня оно чувствует себя неуютно[6], когда ему приходится посещать величественно украшенные во все возможные цвета палаты во дворце Императора.
ПУТЕШЕСТВЕННИК: Коловианские офицеры традиционно назначаются губернаторами провинций в человеческие регионы Империи, так как те часто нуждаются в поводке Императора. **
Культ Императора Зеро.
(Культ Нулевого Императора)
Этот культ основан Септимом в честь Кухлекайна — Императора Зеро. Хотя Кухлекайн не вернул все владения Киродиила при жизни, он достоин поклонения, показав мудрость как при назначении Талоса, так и при штурме Имперского Города, Кухлекайн зарекомендовал себя как храбрый полководец в двух событиях, которые сыграли решающую роль в восстановлении славы новой Империи Киродиила. Поэтому стоит помнить его в наших молитвах.
Маги-садовники уже приступили к созданию его образа в дворцовых садах, дабы в будущем Кухлекайн мог донести свои мысли до Тайбера Септима по примеру остальных священных голов на Императорской Зелёной Тропе.
Киродиильцы Востока, напротив, любят яркие костюмы, причудливые гобелены, татуировки, клейма (brandings) и пышные церемонии. Находясь ближе к истокам цивилизации, они больше времени уделяют философии и развитию древних традиций. Нибенейцы ищут сверхъестественное во всем окружающем их, в разнообразии их многочисленных культов: достаточно упомянуть самые известные: культ Мотылька-Предка, культ Героев, культ Септима и культ Нулевого Императора.
В зависимости от сезона тысячи работников трудятся на рисовых полях после паводка или очищают от листвы окружающие джунгли. Над ними главенствуют торговое дворянство, священники храмов, лидеры культов и многовековая аристократия боевых магов. Император надзирает за ними всеми из башен Имперского Города, а над теми кружат драконы.
Достопримечательности:
Имперский Город[7].
Знаменитая фраза Рефэйджа (Refayj), гласящая: «Существует только один город в провинции Имперской…», может показаться гражданам Коловианского Запада слегка обидной, пока они не услышат вторую часть: «…один город в Тамриэле и лишь один он в мире. Это, мои братья, Киродиильский Град».
С берега трудно различить город и дворец, поскольку все это возвышается в золотом свечении над островами и озерами высоко в небесах. Всё остальное возведено на украшенных драгоценными камнями мостах, которые соединяют острова воедино.
Гондолы и речные суда проплывают вдоль авеню и затопленных ярусов жилых районов. Жрецы Мотылька-Предка шествуют вместе с облаком предков-мотыльков; Стража Дома Акавири (House Guard of Akaviri) держит скрещенные длинные дайкатаны, украшенные лентами и драконьими знамёнами, а вновь прибывшие западные легионеры истекают потом на влажном воздухе.
Устье реки покрыто красным цветом ржавчины от почвы тинми (tinmi), и даже шкуры речных драконов окрашиваются ржавчиной, скрывающей их в водах.
Имперский Город продолжается за границей озера, сливаясь с деревнями южных берегов красной реки и развалинами, оставшихся со времени Периода Интеррегнума.
Дворец Императора — корона из лучей солнца, окруженная волшебными садами. Одна садовая дорога известна как Императорская Зелёная Тропа. Фигурное оформление кустов, подобных головам прошлых Императоров, сформировано с помощью волшебства. Головы разговаривают. Когда с ними требуется посоветоваться Тайберу Септиму, птицы слетаются к голове, имитируя своими песнями голос прошлого правителя и двигая ветви для придания необходимых выражений лица.
Комментарии YR:
[1] - Наши старые ученики стали заносчивы.
[2] - Ха!
[3] - Даже люди, считающие Талоса предателем и клятвопреступником, отмечают его умение добиваться своих целей без войны.
[4] - Воистину, сомнительное утверждение.
[5] - Наблюдение: Коловианцы ставят себя выше Нибенейцев как народ в том числе и потому, что «Восток» считается Сердцем Империи. Западники часто презирают Киродиил ~ Даже если трон переходит к королям Запада, Нибенейцы быстро переманивают их в свои ряды.
[6] - У автора странная симпатия к Коловианцам — Возможно, писатель — коловианец?
[7] - Конечно же, нет никакой информации о Цитадели Альдмери на которой который был построен город. Равно как и о преступлениях, совершенных в предшествующую эру…
*. Эта заметка не вошла в окончательный вариант Карманного Путеводителя от TESA: Redguard.
**прим. Данная заметка вошла в качестве аннотации [1] YR в следующий раздел, посвящённый Хай Року.