Двемеры

Двемеры

Двемеры

Двемеры — непостижимая эльфийская раса, растаявшая во тьме времен.

Ночь хочет, чтоб забыл ты этой ночью
Свой род, и кровь, и родовое имя,
Забыл слова и слёзы всех людей,
Всё то, чему тебя учила явь,
Весь мир обманный геометров — точку,
Прямую, плоскость, куб и пирамиду,
Цилиндр и сферу, океан и волны…
— «Сон»,
Хорхе Луис Борхес

Двемеры — легендарная «потерянная раса» меров Двемерета, располагавшегося в пределах нынешнего Морровинда, где влияние этого народа было наиболее заметно. Очаги двемерской культуры находились также в Хай Роке, Хаммерфелле и Скайриме. Слово «двемер» используют в основном эльфийские расы, означает оно «глубокие эльфы» либо «народ глубин». Люди обычно называют двемеров гномами.

На протяжении столетий появилось бесчисленное множество заблуждений и небылиц о двемерах. К примеру, многие ученые, ошибочно полагая, что поселения двемеров за пределами Морровинда были не более чем аванпостами, утверждали, что до 420 года Первой Эры города двемеров были весьма немногочисленны. Кроме того, недостоверные, но популярные издания, такие как «Древние легенды двемеров» создавали у читателей ложное представление об этом народе, изображая легких для понимания персонажей, обладавших близкими к человеческим чертами характера. В реальности двемеров лучше представить как непостижимую, устрашающую, даже жестокую расу, бывшую при этом очень умной, осмотрительной и технологически развитой. Их общество состояло из свободомыслящих разрозненных кланов, глубоко проникших в секреты науки, техники и магии, которому положило конец их таинственное исчезновение в 700 году Первой эры.

Начальный период истории двемеров по-прежнему остается загадкой. Нет никаких сведений о том, как этот народ отделился от рода альдмеров, но по всей вероятности, случилось это очень рано. Мы не можем указать на культурные мотивы, общие для альтмеров и двемеров, за исключением нескольких принципов законности. Данмерские источники утверждают, что гномы были обособленным племенем темных эльфов, образовавшим впоследствии Великий Дом Двемер. Они построили тщательно продуманные подземные города под горными хребтами Велоти, Красной Горой, на Строс’М’Кай, а также вблизи них.
История двемеров по большей части состоит из записей об их конфликтах с другими расами и между собой, хотя точные даты этих событий зачастую неизвестны. Предполагается, что высадившись на побережье Морровинда и основав Двемерет, в середине Меретической Эры гномы оказались втянуты в конфликт с новоприбывшими в те земли кимерами. Причиной разногласий стали земли, природные ресурсы, а также религиозные воззрения. То же самое происходило в ранние годы Первой Эры в Скайриме, где двемеры регулярно вступали в противоборство с нордами.

Хотя королю Харальду и приписывается изгнание эльфов из границ Скайрима, произошедшее не позднее 221 года Первой Эры, это положение принято относить к снежным эльфам, и, вероятно, иным незначительным ветвям альдмери. Двемеры же в то время процветали в многочисленных городах-государствах, усеивавших северные земли от гор Велоти до находящегося далеко на западе Маркарта. Поселения двемеров Скайрима уходили глубоко под землю, скрывая свои истинные размеры, а некоторые из них были связаны с циклопической каверной, известной как Черный Предел («ФалЗардум Дин» на двемерском), потому нордам не удавалось нанести им сколь-либо серьезный урон на протяжении десятилетий после окончания правления Харальда. Однако в третьем столетии Первой эры король Геллир одержал над глубокими эльфами несколько значительных побед. Ученые считают, что незадолго до того двемерами четырех городов-государств был образован союз под предводительством полиса Аркнтамз, бывшего крупным исследовательским центром. Целью этого объединения было создание технологии, которая позволила бы получать энергию из этериевого кристалла. Двемеры добились цели, но пали жертвой собственного успеха: их города-государства оказались втянуты в разрушительную войну за этерий. Могущество глубинного народа было подорвано, чем немедленно воспользовались норды, захватившие и удерживавшие двемерские города около сотни лет, пока гномы не собрались с силами, чтобы отвоевать их.

Надо сказать, что снежные эльфы вовсе не были изгнаны королем Харальдом. На деле этот народ нашел убежище в поселениях гномов. Последние не доверяли своим кузенам, несмотря на свои обещания предоставить им защиту. Недоверие толкнуло двемеров к предательству: снежные эльфы были отравлены токсичным грибом, растущим глубоко под землей, и лишились зрения. Они стали слугами двемеров, а спустя несколько поколений превратились в исковерканных рабов-фалмеров.

В Морровинде, меж тем, продолжались схватки с кимерами. Неприязнь между двумя народами превратилась в устойчивую вражду. Двемерская культура была игностической, и опиралась на причинность, а не на предопределение, а кимеры стойко придерживались культов даэдра. Тем не менее, в 240 году Первой эры кимеров и двемеров сплотил общий враг: армии верховного короля Скайрима Врейга Одаренного, оккупировавшие земли Морровинда. Король гномов Думак и кимер Индорил Неревар сформировали альянс, которому к 416 году Первой эры удалось изгнать захватчиков, после чего два народа сформировали единое государство, названное Ресдайн.
В 420 году Первой эры воинственный клан Руркен воспротивился союзу с кимерами и покинул земли Ресдайна. Согласно легенде, запечатленной на стенах руин Хаммерфелла, их предводитель бросил свой молот Волендранг через весь Тамриэль и повел клан к месту его падения. Руркен назвали ту местность «Воленфелл», что позже было несколько неверно переведено как «Хаммерфелл».

В какой-то момент в Скайриме после поколений подчинения восстали фалмеры, что привело к очередной войне, проходившей настолько глубоко под земной поверхностью, что обитавшие на ней норды попросту ничего не заметили. Эта война завершилась только с исчезновением двемеров.

Двемеры совершенно неожиданно исчезли во время битвы на Красной горе, генерального сражения в войне Первого Совета. Предположительно, это произошло из-за действий лорда Кагренака, который был главным тональным архитектором двемеров.

Кагренак создал устройства, позволявшие выкачивать силу из Сердца Лорхана, которое двемеры нашли на Красной горе. Когда об этом узнали кимеры, то расценили это как богохульство и потребовали прекращения экспериментов. Точная цель изысканий Кагренака остается неясной, однако все указывает на то, что он хотел добиться для своего народа лучшей участи при помощи устройства, называемого Анумидум (в киродиильском произношении — Нумидиум).

Исчезновение целой расы породило множество теорий, которые по большей части сходятся в том, что двемеров погубило взаимодействие с Сердцем Лорхана. Известно, что среди гномов не было единого мнения относительно его использования: часть двемерских ученых указывала на то, что попытка применения на Сердце инструментов Кагренака обернется непредвиденными последствиями, но тональные архитекторы хотели осуществить свой замысел.

Все выглядит так, словно все представители двемерской расы были изъяты из мира. Когда были найдены до того нетронутые руины двемеров Бамз-Амсшенд, то на оружии и доспехах, стульях и кроватях были обнаружены груды пепла. Предполагается, что этот пепел — то, во что внезапно превратились тела двемеров. В 201 году Четвертой эры винтерхолдский ученый Арнел Гейн заполучил в свои руки один из инструментов Кагренака, Разрубатель. С помощью этого артефакта он попробовал воссоздать эксперимент Кагренака, и неожиданно исчез в его процессе, подтверждая теорию, что ответственность за исчезновение двемеров лежит именно на попытке использования инструментов. Некоторые ученые по-прежнему считают, что все двемеры исчезли одновременно.

Существует также теория, согласно которой двемеры открыли постепенный регресс Костей Земли, один из основополагающих принципов вселенной и нашли способ развернуть этот процесс. Вместо того чтобы трансформировать божественные силы, добиваясь материальных эффектов, как это делают маги и приверженцы культов, гномы попробовали добиться создания божественной субстанции, уничтожая материю. Выражением их стремления стал Анумидум. Вивек, бог-поэт данмеров, считал, что исчезновение двемеров стало результатом их «богохульства», заключавшегося в попытке создать рукотворное божество при помощи останков мертвого бога Лорхана. Эта теория не уточняет, послужило использование инструментов Кагренака спусковым крючком для гибели двемеров, или одних их намерений оказалось достаточно для того, чтобы гномы исчезли.

Двемерам было доступно искусство, известное как «зов», и весьма напоминавшее телепатию. Некоторые исследователи предполагают, что за мгновения до исчезновения их расы лорд Кагренак использовал зов для того, чтобы связаться с разумами всех прочих двемеров и сплотить их ради шага за пределы плана смертных. Установить истинность этого утверждения не представляется возможным.

Двемеры были высокоразвитой расой, обладающей значительными познаниями в технике. Прочим расам до сих пор недоступны секреты их мастерства. Так, к примеру, остается загадкой процесс получения двемерского сплава. Оружие двемеров было простым, но эффективным: этот народ больше ценил функциональность и удобство использования, нежели внешний вид. Их навыки использования пара и умение использовать для получения энергии геотермальные источники (такие, как реки лавы в Морровинде) позволили им создавать воздушные корабли, механизированные обсерватории и системы освещения, продолжающие работать без какого-либо обслуживания на протяжении тысячелетий.
Большая часть их поселений по-прежнему населена анимункули, механическими стражами, известными как «центурионы» и «сферы». Эти механизмы, по всей видимости, привязаны к месту обитания и перестают работать на удалении от него. Некоторые механизмы способны интерпретировать действия людей и адекватно реагировать на них. Двемеры получали своеобразное удовлетворение, создавая механизмы, превосходящие живую плоть и отрицая исключительное право богов на создание жизни.
Двемеры вообще ревниво относились к богам, пытаясь использовать в своей механистической культуре наиболее впечатляющие силы божеств. К примеру, они долгое время изучали Древний свиток, сокрыв его в исследовательском комплексе в Черном Пределе Скайрима.

О двемерисе, языке двемеров известно немногое, хотя было много попыток расшифровать его, используя для справки и сравнения альдмерис. В Тамриэле существует несколько стилей написания двемериса, ни один из которых не доступен нам в полном объеме. Написание знаков на Строс’М’Кай отличается от их написания в Киродииле и Морровинде, что приводит к мысли, что диалекты различных кланы отличались друг от друга. Частично двемерис сохранился в современном обществе в виде приставок и суффиксов в исторических наименованиях, таких, как «Волен», что означает «молот» и «фелл» в значении «город». Таким образом, Воленфелл переводится как «Молотоград», а «Вварденфелл» как «город крепкого щита».

Двемеры обитали в крепостях, часто называемых свободными колониями или городами-государствами, которые обычно изобилуют паровыми механизмами, многие из которых работают до сих пор. Считается, что при основании колонии, гномы первым делом углублялись в землю до отметки, известной как «Геоклин», а уж затем приступали к возведению зданий.
В постройках двемеров можно найти неисчислимое количество разнообразных труб, а многие устройства и конструкции испускают пар. Вполне вероятно, что в двемерских центурионах также находятся паровые котлы. Есть мнение, что все механизмы в колонии подключены к единому управляющему устройству, но оно является неподтвержденным. Постройки и механизмы разных регионов отличаются друг от друга. Так, северные кланы предпочитают строить глубинные большие залы, где часть построек возведена в естественных пещерах. Структуры, известные как «Арканекс» меньше по размеру и по большей части находятся над землей. Предполагается, что они, по большей части, были исследовательскими центрами, но так как в связи с их доступностью, все они давно разграблены, о них известно немного. Анимокулатории, или двемерские фабрики, можно найти во многих крепостях.

Двемерские конструкции Вварденфелла выключаются при удалении от Красной горы. Обстановка тамошних руин кажется весьма аскетичной, из-за того, что ткани и мех, когда-то находившиеся внутри, давно истлели, оставив голые камень и металл. Кроме того, там встречается крайне мало больших помещений. Возможно, это связано с тем, что исследователям двемерских руин Вварденфелла доступны только привратные помещения, а главная часть крепостей стала недостижимой из-за регулярных землетрясений и извержений Красной горы.

Археологические исследования известных двемерских руин показали, что вопреки легендам о низкорослом народе, рост гномов был не меньше, чем у людей, что доказывает тот факт, что доспехи двемеров среднего размера (это утверждение не относится к обломкам двемерских машин, которыми зачастую увешивают себя разнообразные авантюристы). Некоторые утверждают, что слово «гном» пошло от живших в горах Велоти великанов, которые называли им своих соседей-двемеров. Иные исследователи говорят, что слово «глубокий» в описании народа гномов следует считать признанием его умственных качеств. Возможно также, что лучшие ученики Эльнофей, упомянутые в «Ануаде» — это двемеры. Внешний облик двемеров известен нам по их скульптурам и виду оставшихся от них призраков. Можно сказать, что гномы любили носить бороды и предпочитали тяжелые металлические доспехи и длинные мантии.

Ничто не говорит о том, что двемеры почитали каких-либо богов. Известно, что они презирали поклонение даэдра и осмеивали «идиотские» ритуалы их последователей, «предпочитая своих богов Разум и Логику». Последнее утверждение, принадлежащие Вивеку, может пониматься как в буквальном, так и в переносном смысле: эти слова можно истолковать как предостережение против подмены духовного почитания этих идей фанатичной верой в эти две категории, граничащей с идолопоклонничеством. Возможно также, что существовала обожествляемая форма представления этих идей или аспектов мышления двемеров. C того момента, как Сердце Лорхана образовало среди двемеров форму некоей духовной связи, стало возможно говорить о коллективном разуме и логике гномского народа, проявлявшей себя через тональную архитектуру и сердце мертвого бога. Как бы то ни было, духовная жизнь двемеров — наверное, наиболее запутанная и сложная загадка их культуры.

Двемерские артефакты высоко ценятся в Империи, хотя с тех пор, как все они были объявлены собственностью Императора, торговля имя является незаконной. Последнее, впрочем, не заставило авантюристов прекратить охоту за ними, поскольку все двемерские изделия, от домашней утвари до оружия и доспехов, ценится так высоко, что даже угроза наказания представляется незначительной помехой. Тем не менее, поиск этих артефактов опасен сам по себе, поскольку руины двемеров изобилуют смертельными ловушками и вечно бдящими стражниками-анимункули.

  • Комментариев:
  • Участников:
  • Статистика

Обсуждение в комментариях