- The Elder Scrolls
- Энциклопедия Тамриэлика
- Книги
- Путеводители
- Разработчики
- От фанатов
- Дополнительные материалы
- Категории
Темные эльфы
Жестокий и гордый, народ темных эльфов уклоняется от любых контактов с внешним миром.
И тогда жрец погрузился в глубокий транс или обморок и обратился к Царице Небес:
— Начертай нам испытания, опиши ритуалы и дай закон!
Но она отвечала:
— Об испытаниях я писать не буду, ритуалы должны быть известны, частью закрыты,
а закон — один для всех.
— «Книга закона»,
Алистер Кроули
Первое имя этого народа — велоти.
Альдмерские последователи пророка Велота, ведомого Боэтией, они оставили земли Саммерсета ради того, чтобы отыскать землю обетованную. Святой Велот показал им, как различать «хороших» и «плохих» даэдра, он заручился для своего народа помощью «хороших» даэдра и научил вместе с тем, как правильно договариваться с «плохими» даэдра.
Они пересекли весь Тамриэль и осели в стране, которая, как и они сами, стала носить имя их вождя: Велот. А помимо того она звалась — Ресдайн, Двемерет, Данмерет… Морровинд.
Там этот народ получил новое имя — кимеры. Золотокожие кочевники пустошей Морровинда, они почитали даэдра, что стало причиной для вражды с другим осевшим в тех землях племенем альдмеров — двемерами.
Двемеры были загадочной высокоразвитой расой ученых и инженеров. Эти непостижимые создания, будто бы явившиеся из другого мира или другого времени, были знамениты своим умением управляться с машинами. Они создавали себе механических слуг и солдат, строили устройства, позволяющие контролировать погоду и общаться на расстоянии, изобрели дирижабли и взрывчатку; они построили множество обсерваторий и городов-библиотек.
Двемеры отрицали само понятие божественности; кимеры же были фанатичными поклонниками даэдра и воспринимали неверие двемеров как оскорбление богов.
Народы смогли договориться между собой только во время вторжения нордов в Первой Эре. Союз, возглавляемый королём кимеров Нереваром и королём двемеров Думаком, сумел изгнать нордов со своей земли и создать Первый Совет.
Тем не менее культурные различия между двумя группами были слишком велики для того, чтобы мир продлился долго. Война Первого Совета вылилась в кровопролитные сражения за двемерские крепости на Красной Горе, хотя точное время окончания войны до сих пор является предметом споров.
Общеизвестно, что Неревар был убит во время одного из сражений (или через некоторое время), однако установить личность убийцы до сих пор не представляется возможным. Думак и его двемеры были полностью уничтожены, но неизвестно, как именно.
Битва на Красной Горе также ужасно сказалась на кимерах — их кожа стала серой, а глаза запылали красным огнём.
И так они получили новое имя, став данмерами, чья кожа — пепел, глаза — угли.
Жестокий и гордый, народ темных эльфов уклоняется от любых контактов с внешним миром, даже со своими собратьями из Валенвуда и с островов Саммерсет. Они считают себя лучше других эльфов, которые, по их мнению, являются изнеженными и выродившимися представителями чистокровной расы. Вместе с тем, темные эльфы в полной мере впитали в себя эльфийское высокомерие, рассматривая людей как скот, пригодный лишь в качестве рабов на плантациях Тира.
Данмеры поклоняются трём богам, известным как «Трибунал», и считают, что эти боги ходят по земле и напрямую правят Морровиндом. Трибуны известны под именами Альмалексии, Сота Сила и Вивека; каждый из них имеет одноименный город, посвященный поклонению им, как и дворец (он же храм) в каждом городе, где бог якобы проживает. Жрецы культа Трибунала всемогущи в Морровинде, чужеземцу истинной властью Морровинда видится именно священство Трибунала.
Будучи духовным и политическим лидером данмеров, Трибунал оказывает значительное влияние на данмеров.
Вне зависимости от того, каков источник божественной силы Трибунала, нельзя не признать: у них внушительный политический дар. Несмотря на это, легенды о них обросли множеством спорных подробностей. Когда остальные провинции с головой окунулись в бушующий омут Второй Эпохи, Трибунал сохранил свой контроль над разделёнными Великими Домами Морровинда и сумел отразить акавирское вторжение.
Позже дипломатические таланты Трибунала подверглись еще одной проверке. В конце Второй Эры появилась очередная внешняя угроза в лице расцветающей империи Тайбера Септима, а в самом Морровинде объявился Дагот Ур, долгое время считавшийся погибшим. Последний сумел отбить у Трибунала крепости на Красной Горе; Септим же, не желавший сражаться с тремя Живыми Богами и также обеспокоенный возвращением Дагот Ура, согласился на перемирие, описанное в хрониках.
Согласно этому договору, Морровинд оставался автономным королевством под патронажем Империи Септима. После заключения перемирия Империя могла спокойно продолжить захват остальных земель, так что в целом мир устроил обе стороны.
Политическая структура в государстве данмеров не менялась веками: существовали Великие Дома, управляемые Советами; каждый Великий Дом контролировал определенную территорию страны. Великие Дома сражались между собой за власть; одни из них слабели и поглощались более сильными противниками, другие, напротив, расцветали и оказывали всё большее влияние на внутреннюю политику. История данмеров — это история политических интриг, предательств и хитроумных комбинаций.
Кланы данмеров нехотя сотрудничают друг с другом, презирая тех, с кем их приходится иметь дело. Пять кланов, известные как Великие Дома — Индорил, Редоран, Телванни, Дрес и Хлаалу — полностью контролируют политику и торговлю Морровинда. Раньше Великих Домов было шесть.
Каждый крупный клан состоит в союзе с многочисленными суб-кланами, положение которых более или менее постоянно, ибо никто никогда не слышал о суб-клане, меняющем покровителя. В прежние времена кланы враждовали открыто, развязывая настоящие войны. Позже это было запрещено Трибуналом, но кланы по-прежнему могут участвовать в кровавых распрях, используя уникальный институт Мораг Тонг — узаконенную гильдию наемных убийц.
Кланы обычно нанимают Мораг Тонг для устранения своих врагов, и убийцы Мораг Тонга могут совершать убийства возложенных на них «целей» без наказания до тех пор, пока смерти соответствуют неясным (но строгим) догматами их гильдии. Такая договоренность поражает граждан Империи, считающих подобное положение дел чужеземным варварством. Впрочем, для тёмных эльфов, живущих во тьме Морровинда, такие обычаи подходят идеально.
Данмеры умны, расчетливы и предусмотрительны — это не раз оказало им услугу в Эбонхартском Пакте.
Позже, в Третью Эру, присоединение данмеров к Империи не смогло изменить ни их уклад жизни, ни их идеологию: они продолжали поклоняться «хорошим Даэдра» и повсеместно держали рабов, хотя рабство в Тамриэле было официально отменено. Способны ли данмеры играть по общим правилам и действовать сообща с другими народами на протяжении длительного времени? История не дает однозначного ответа на этот вопрос.
В зависимости от вашего отношения к тёмным эльфам вы назовете их гордыми — или высокомерными, равнодушными — или презрительными, осторожными — или подозрительными. Но никто не поспорит: они щедро одарены от природы. Данмеры — всесторонне развитая раса: среди них есть и великие воины, и могучие маги, и лучники, и воры.
Похоже, что у тёмных эльфов просто нет слабых мест, а их способности к магии разрушения и во владении короткими клинками просто потрясают. Вдобавок ко всему, тёмные эльфы обладают необычайно высокой сопротивляемостью огню, в том числе магическому.
Пожалуй, наиболее существенное отличие данмеров от остальных народов Тамриэля заключается в их особом отношении к миру духов. Как известно, данмеры не просто признают существование этого мира, населенного могучими аэдра и даэдра: они не считают его «иной формой бытия», а воспринимают как неотъемлемую часть материального мира.
Некоторые данмеры способны вызывать себе на помощь в бою духа предка, а потому остальные расы считают тёмных эльфов некромантами. А обычай данмеров хранить дома урну с прахом покойных родственников только укрепляет это мнение, повергая в ужас всех представителей других рас.
На самом деле данмеры осуждают некромантию и никогда не станут оживлять духов покойных эльфов; впрочем, к трупам людей и представителей зверорас они относятся не столь щепетильно — ведь для них люди и орки мало чем отличаются от животных.
К слову, данмеры не смеются, поскольку смех и бурное выражение радости — удел низших рас.
Темные эльфы созерцательны и немногословны. Они недружелюбны и не доверяют иноземцам. Их древние законы лишены гибкости, а властные структуры суровы: даже самое мелкое преступление карается изгнанием или смертью. Лишь немногие выбирают ссылку, и те, кто сделал это, становятся изгоями-переселенцами, которым закрыт путь обратно.
Вот такие они, тёмные эльфы: закрытые ото всех и таинственные, никем не понятные до конца и не стремящиеся понять другие народы. Когда эмиссары Рубинового Трона пытаются наладить контакты с мудрыми женщинами [племён данмеров], чтобы общаться с ними на равных, те не отвечают, но продолжают заниматься своими делами, например выпасом шалков, просеиванием пепла или же созданием масок и щитов из панцирей некоторых из тамошних чудовищных членистоногих. Невзирая на вышесказанное, тёмных эльфов нельзя назвать мятежным народом, и они никогда не восставали против киродиильцев.
Великие Дома Морровинда
В Доме Редоран почитают за основные добродетели служение долгу, степенность и благочестие. Служение долгу — дело чести каждого, чести его семьи и клана. Степенность означает серьезное отношение к жизни. Жизнь трудна, события должны быть оценены и осмыслены тщательно и объективно. Благочестие есть проявление уважения к богам и ценностям, олицетворяемым ими. Легкая жизнь без забот не стоит того, чтобы ради нее задерживаться на этом свете.
Поселения Редоранцев оформлены в типичном данмерском деревенском стиле. Для него характерны постройки из местных материалов, отличающиеся органичными плавными линиями и фасадом без украшений, что прекрасно сочетается с окружающим ландшафтом, и панцирей гигантских насекомых. В центре поселения, как правило, находится Храм.
Дом Хлаалу — наиболее влиятельный из всех Великих Домов Морровинда, хотя его возвышение произошло лишь с приходом Империи Септимов. До того он удерживал статус Великого Дома лишь благодаря своей древней столице Нарсису.
Основная забота Хлаалу — это бизнес и прибыль. Эти хитрые торговцы способны уболтать любого покупателя. Большинство из них являются продажными, и их лидеры не исключение. Члены Дома также большие мастера в скрытности, воровстве, шантаже и ударах в спину (в прямом и переносном смысле). Хотя некоторые советники и сохраняют честность, многие подвержены коррупции.
Дом открыто показывает свою дружбу с Империей, активно сотрудничает с имперскими организациями. Также Хлаалу наиболее лояльно относятся к чужеземцам.
Хлаалу — традиционные враги Индорила, манипулировавшего рычагами правительства на протяжении 3000 лет. Учитывая этот факт, нетрудно почувствовать некоторое уважение к Хлаалу, все эти годы упорно продолжавшему давать отпор нападкам Индорила.
Дом Телванни приемущественно состоит из амбициозных волшебников, которые на своём пути по служебной лестнице не брезгуют самыми жестокими методами устранения конкурентов. Пренебрежительное отношение к человеческой жизни, неразборчивость в средствах, политическая раздробленность — наиболее характерные черты этого Дома. Внутренние противоречия среди членов Дома нередко решаются путём обращения к Мораг Тонг. Раскрытое преступление против члена Дома карается изгнанием, но никак не влияет на отношение к преступнику других членов Дома, считается, что способный убить мага Телванни достоин права его убить.
Большинство членов Дома предпочитают вести уединённый образ жизни, занимаясь своими исследованиями. Управляется Дом Верховным Советом — собранием всех Мастеров Дома. Но обычно на Совете присутствуют лишь законные представители Мастеров — Голоса.
Жучиный мускус Телванни высоко ценится среди прочих благовоний Темных Эльфов, а за их насекомых для верховой езды дают самые высокие цены на рынках Альмалексии и Нарсиса.
Дом Индорил — один из Великих Домов Морровинда и один из наиболее древних. Дом кимерского героя, Лорда Неревара Индорила.
Это приверженцы старых традиций, а сам Дом тесно связан с Трибуналом в целом. После его основания в ранние годы Первой Эры, Дом Индорил был одним из наиболее влиятельных. Он обладал обширной политической властью и многие благородные его члены занимали высокие посты, благодаря тесной связи с Трибуналом: Дом Индорил заявляет о своем родстве со всеми тремя легендарными Трибунами, что, несомненно, объясняет превосходство Индорила в сравнении с другими кланами. Духовенство Трибунала (являющееся бюрократическим аппаратом, исполняющим гражданские обязанности) состоит преимущественно из индорильцев и их субклановцев.
Индорил не имеет территорий на Вварденфелле, однако располагает большой территорией на материковой части Морровинда, к югу от Внутреннего Моря. Столицей Индорила, равно как и всего Морровинда, является Альмалексия.
На территории Дома Индорил располагаются многие другие города, также являющиеся духовными центрами Морровинда. Сюда можно отнести Некром, «Город Мёртвых».
Дом имел наибольшее число голосов в Великом Совете, но утратил свое главенствующее положение в Морровинде во время завоевательных походов Тайбера Септима. Когда имперцы вторглись в земли данмеров, Дом Индорил и иерархи Храма предложили стоять насмерть. Однако против имперской мощи Морровинд имел только жалкие силы ополчения.
Хотя бог Вивек заключил договор с Тайбером Септимом, по которому Морровинд получал статус провинции Империи, но гарантировались «все права веры и самоуправления», индорильцы не приняли его. Высший Лорд-Канцлер Великого Совета, Индорил, отказался утвердить договор или подать в отставку. Его убили, а на его место назначили Хлаалу. Дом Хлаалу воспользовался случаем свести некоторые старые счеты с домом Индорил, и в ряде местных советов власть сменилась путем кровавых переворотов.
Многие индорильские аристократы предпочли наложить на себя руки, но не подчиниться Империи, что привело к значительному ослаблению Дома в переходный период и к гарантированной утрате им значительной доли власти.
Дом Дрес — мощная экономическая структура, умудрившаяся преуспеть назло насаждаемой имперской культуре и её законам. Дрес заключает в себе южную часть Морровинда, где плодородные равнины Дешаана переходят в реки и болота Чернотопья. Дрес — крупные работорговцы и владельцы гигантских плантаций солёного риса.
Экономика этого Дома полностью зависит от этих плантаций и от рабов, обрабатывающих их. Тысячи несчастных пленников, главным образом аргониан, но также и некоторого числа хаджитов и даже имперских граждан, проходят через печально известные рабские загоны Тира, столицы Дреса, где большинство встречает безвременную кончину на плантациях, которые окружают этот зловещий город.
Члены Дома Дрес фанатично преданы учению Трибунала и крайне болезненно воспринимают любые перемены.
Дом Дагот был самым влиятельным из великих Домов, наряду с Домом Индорил. Ему принадлежали крупные территории на севере Вварденфелла со столицей в городе Когорун. Дом отличался склонностью к хитрости, интригам и дипломатии, специализировался на магии, был тесно связан с кланами двемеров.
В 660 году лорд Дома Ворин Дагот обнаруживает, что двемеры намереваются построить Нумидиум, искусственное божество, и ставит об этом в известность своего друга Неревара. Начинается война Первого Совета, в которой исчезает весь народ двемеров и гибнет Неревар.
Ворин Дагот, по одной версии — защищая инструменты Сердца, по другой — мстя за предательство Трибунала, вступает в бой, но терпит поражение и, как считает Трибунал, погибает. Вскоре после своего возвышения Трибунал обвиняет непокорившийся Дом Дагот в предательстве и пособничестве двемерам и благословляет пять других Домов на его уничтожение. Все совершеннолетние члены Дома были беспощадно истреблены, а дети отданы на воспитание в другие Дома.
Существует легенда, что один из этих детей, по имени Дагот Тайтон, узнав о своем происхождении, стал мстить ортодоксальным Домам, но в конце концов покончил жизнь самоубийством.
Данмеры — долгожители, у них даже простолюдины живут по сто-полтораста лет, ну, а уж о могущественных магах и говорить не приходится: к примеру, Дивайту Фиру на момент событий, происходящих в TES III, исполнилось четыре тысячи лет.
Вынужденные существовать в стране, где с небо постоянно падает пепел, строители темных эльфов овладели тонкостями построения домов со скатными крышами. А ремесленники делают совершенные окна со смоляными ячейками в рамах. А на случай, если данмеры ожидают действительно большого выпадения пепла, у них есть полотнища из кожи нетчей-самцов — на ночь ими укрывается крыша, а утром убирается вместе со всем насыпавшимся. В больших городах, вроде Вивека, есть гильдия Чистящих — специально обученные подметальщики, которые делают неплохие деньги, расправляясь с последствиями пеплопада.
Воины темных эльфов предпочитают удивительно легкую броню, изготовленную из панцирей насекомых. Ее они скрывают под мелкотканным плащом из паучьего шелка, который оборачивается вокруг торса. Чалма с темными очками из прозрачной смолы защищает голову и лицо от вездесущего пепла, завершают одеяние свободные брюки и высокие сапоги. Кажущийся диковинным внешний вид полностью оправдывает себя при первой же встрече с пепельными бурями.
Когда Темные Эльфы входят в помещение, они сбрасывают верхнюю одежду, дабы понежиться в различных богатых цветных тканях; пояса, украшенные символами кланов, довольно распространены, тогда как громоздкие церемониальные костюмы, сделанные из различных частей гигантских насекомых, — предмет гордости самых высоких рангов.
Наиболее высоко ценятся доспехи из стекла и эбонита. Последний считается кровью Бога, выплеснувшейся из кратера Красной Горы.
Данмеры очень серьёзно относятся к своим священным дням. Во время Триединства (в остальных землях Тамриэля этот день отмечается как день Новой Жизни) они весь день сидят в Храме, слушая мирян, которые зачитывают уроки из жизнеописаний святых. Для народа Морровинда праздники — это всё же больше долг, нежели веселье. День Предков — это приятное воссоединение вокруг кланового очага, в славной компании друзей и семьи, тихое и уважительное к духам очага — с хорошей едой и небольшими подарками.