- The Elder Scrolls
- Энциклопедия Тамриэлика
- Книги
- Путеводители
- Разработчики
- От фанатов
- Дополнительные материалы
- Категории
Трактат о душах: мантлинг, воплощение, одержимость
По современным представлениям любое живое существо, рожденное в Нирне, имеет физическое тело и душу. После смерти тело, которое создано из праха, возвращается в него же, а душа... а, собственно, что же происходит с душой?
- Fullrest
- Вселенные
- Elder Scrolls
- От фанатов
- Обезьянья Правда
- Malbogatra
- Трактат о душах: мантлинг, воплощение, одержимость
Нижеследующий текст был обнаружен среди книг Большой библиотеки Бэтлспайра.
Обложка сильно повреждена пламенем, что затрудняет идентификацию автора.
Копия снята в 4Э 217, хранителем Арканеума Коллегии Магов Винтерхолда Урагом-гро-Шубом.
Вся история Тамриэля изобилует красочными историями о возвращении великих героев и злодеев древности даже из-за грани смерти, их новых воплощениях и тому подобных вещах. Этот процесс, по-видимому, не имеет абсолютно никакого отношения к зловещему искусству некромантии, ибо героев не возвращают. Они возвращаются сами. (Утверждение спорное, так как мы не можем игнорировать тот факт, что воплощение Нереварина в конце 3Э Тамриэля было явно связано с волей даэдрической владычицы Азуры, а не столь давнее явление Драконорожденного одновременно с возвращением в Тамриэль Алдуина вряд ли можно считать простым совпадением). Каков же в таком случае механизм Воплощений? Что запускает его? Почему давно умершие герои так настойчиво стремятся вернуться в наш мир? Да и стремятся ли они, зависит ли этот процесс от их воли?
Данная работа является попыткой ответить на все эти вопросы с позиции не мистика, но скептически настроенного исследователя, ученого.
Итак, начнем. По современным представлениям любое живое существо, рожденное в Нирне, имеет физическое тело и душу. После смерти тело, которое создано из праха, возвращается в него же, а душа… а, собственно, что же происходит с душой?
Большинство исследователей полагают, что-то, куда отправится душа умершего, зависит от многих факторов, включающих обстоятельства жизни и смерти существа. Имеют значение разновидность религиозного культа, к которому он принадлежал, сила его веры, прижизненные дела, услуги, оказанные богам и демонам, а также договоры, заключенные с ними. (Помимо того, не стоит игнорировать расовую принадлежность смертного: так, к примеру, аргониане считают путь своей души зависящим от воли Хист, а души хаджитов привязаны к доселе малоизученной Лунной Решетке).
Также существует западная школа мистиков, представители которой и вовсе утверждают, что после смерти души попадают в Снорукав, где они постепенно теряют индивидуальность и воспоминания, растворяясь в нем, а затем перерождаются вновь; во время этого процесса они галлюцинируют, переживая грезы, основанные на их представлениях о загробной жизни. Теория не хуже прочих.
Вообще, несмотря на различия, все теории о посмертном существовании сходятся в одном: природа смертных дуальна. Споры идут в основном о деталях: какая составляющая сущности первична и почему, как эти две составляющие связаны между собой и Аурбисом, и прочих подобных вопросах.
Согласно традиции есть две составляющих: душа и тело. Однако, существуют факты, необъяснимые в рамках данной концепции. Например, почему низшая нежить так отличается от живых существ? Ведь у нее есть все, что есть у живых: душа и тело? Почему не обузданные некромантом или вызывателем трупы и скелеты всегда кровожадны и стремятся убивать? Почему они, в отличии от призраков, не обладают памятью о прижизненных событиях? Виною ли тому отсутствие души? Нет, дело не в этом — души у них есть, пусть изувеченные и искаженные. Причина в наличии тела? Но как отсутствие тела может вернуть призраку память?
Данная теория призвана разъяснить эти вопросы. Представим, что сущность живого существа состоит из трех составляющих, а не из двух, как принято считать. И что именно на три составляющие разъяли Лорхана разгневанные боги, разделив его сущность на Тело, Дух и Имя. (Здесь очевидно влияние метафизических воззрений данмеров. Но даже они расширяют свою триадическую модель при помощи порицаемых, но, тем не менее, общепризнанных «Четырех Столпов», оказывающих влияние на все три вышеперечисленных составляющих. Очевидно, что Четыре не происходят из Трех, как бы не старались нас в этом убедить последователи вульгарной арифметики).
Тело — это физическая составляющая сущности, та часть ее, что всецело принадлежит Мундусу, и всегда остается в нем. Тело Лорхана присутствует в Мундусе в виде двух лун.
Дух — энергетическая составляющая, дарованная Этериусом, воссоединяющаяся с ним после смерти носителя, либо, в силу неосмотрительности последнего, попадающая в Каирн Душ, где ее участью становится медленное истаивание. Дух Лорхана — это его огненное Сердце, бьющееся под сводами Красной Горы в Вварденфелле. (Я была бы согласна, но простой здравый смысл заставляет меня заметить, что сердце — это плоть, а плоть — это тело. Вернее было бы сказать, что, как Лорхан является духом Плана Смертных, так духом Мертвого Бога является способность живых существ к смерти, которая для одних — только ступень к новой жизни, а для других — окончательный конец. См. также 36 Уроков Вивека, Призрак Пустоты).
Имя — ментальная составляющая сущности. К ней принадлежат память, знания и интеллект. (Тут необходимо указать на различие между протонимиком и неонимиком,
Воды повиновались, а мёртвые имена заняли своё место в произвольной последовательности.
Мёртвое имя — это и есть то самое Имя умершего. (Умершее имя умершего, да простится мне эта тавтология. Под мертвым здесь я подразумеваю слово, которым обозначаются ушедшие из Мундуса и самих ушедших из Мундуса). Фраза о повиновении Вод, разумеется, указывает на то, что имена мертвых находят укрытие от Вод Забвения в некоей «Произвольной последовательности». (См. также креационный миф редгардов: Хождение). Но поскольку, последнюю обычно трактуют, как Лорхана, получается, что Рукав Снов — это и есть Лорхан, вернее, та его составляющая, что некогда была Именем Мертвого Бога. (Смелая мысль, но по свидетельствам псиджиков, Снорукав предшествовал Лорхану, восходя, скорее, к его первооснове — Падомаю. Разумеется, если здесь можно говорить о каком бы то ни было предшествовании). Имена всех остальных существ — лишь отзвуки этого первого Имени. (Тонально измененные, склоняемые созведиями, даэдра и Костями Земли!). Именно оно пробуждает к жизни различные аспекты Лорхана. (Опять же, спорное утверждение. См. Неисчислимое Стремление). Почему так происходит, я объясню далее.
Связь между составляющими души не постоянна. Когда живое существо бодрствует, его Дух приближается к Телу, а его связь с Именем ослабевает, в связи с чем большая часть памяти и процессов мышления уходит в глубины подсознания. Этим же объясняется тот факт, что бодрствуя и не занимаясь медитацией, невозможно достичь Рукава Снов. Во сне же, наоборот, связь Духа с Именем усиливается, а связь с телом ослабевает. Душа странствует по Снорукаву, а тело лежит, охваченное подобием смерти — сном. Иногда душа видит не пустые образы, великое множество коих скопилось в Рукаве Снов, а существующие на самом деле идеи, мысли и варианты развития будущего. Тогда сновидец способен прозревать будущее, делать открытия во сне, и даже говорить с другими спящими или отголосками личностей умерших.
Таким образом душа живого, воплощенного существа держится на треножнике Тела, Духа и Имени. (Как я уже указала выше, треножник этот колеблют ветра Забвения, а пламя на его навершии может быть устремлено к любым звездам. Но где находятся и действуют все эти ветра и устремления, как не в душе самого смертного)? Попробуем обосновать это утверждение и рассмотрим с новой точки зрения ту же нежить.
Если живое существо испытывает телесную смерть, но силы его Духа велики, или его Имя не таково, чтобы истаять в вечном покое, возникает призрак. Он подпитывается воспоминаниями о нем живых, что скользят в Рукаве Снов. Призраки больше всего боятся Забвения. Их нельзя считать личностью в полной мере этого слова, скорее, это словно бы записаная память — неизменная и, по сути, мертвая. Чаще всего, призрак способен помнить очень немногое, и в этом немногом проходит его личная вечность.
Если у живого существа умирает Дух, а жажда жизни его Тела и память о его Имени поддерживают его в живых, возникает вампир. Его энергетическая составляющаяя практически мертва, она не может вырабатывать жизненную энергию, и вампир восполняет ее нехватку, питаясь кровью живых. Вампиры больше всего боятся смерти.
Если у живого существа умирает Имя, но Дух и Тело по прежнему существуют, возникает низшая нежить. Низшая нежить питается плотью живых, пытаясь утолить голод своего Тела, и больше всего ее страшит голод. Отсюда кровожадность и стремление к убийству.
Данмерская нежить, которую сами данмеры почитают и считают духами предков — явление, стоящее наособицу. Хотя этот вопрос и требует детального исследования, уже сейчас очевидно, что в процессе вызова такой нежити, данмеры используют ритуалы, усиливающие резонанс между Именами живущих членов семьи и тех, кто уже пересек грань смерти. Вероятно, для создания резонанса выбираются некие, известные только членам семьи фамильные черты. Кроме того, логично предположить, что регулярные ритуалы, проводимые в родовых гробницах, направлены на усиление связи между Телом или Духом нежити и ее Именем. Цель подобных действий — пробудить память мертвеца.
Однако, существует такая нежить как, к примеру, личи. У тех налицо и тело (хотя и иссушенное) и разум с памятью, и дух. Так почему же личи считаются нежитью? В чем их отличие от живых? Как известно, все личи имеют одну общую особенность. Я говорю о филактерии. Именно филактерия делает лича — личем. Объяснение сути этого предмета мы пока отложим, а сейчас поговорим о Камнях Душ.
В глубокой древности, Даэдрический Лорд Молаг Бал подарил смертным опасный, но очень полезный секрет: секрет создания Камней Душ. Напомню, что Камень Душ — это морфолит магической природы, предназначенный для заточения в себе душ некоторых живых существ. Принцип заточения прост: на живое существо накладываются чары ловушки душ, после чего это существо необходимо убить до того, как чары развеются. Если захваченная душа помещается в морфолит, она сохраняется в нем в течении неограниченного отрезка времени. Если ей удается ускользнуть, то она следует предначертанным ей путем. Морфолит с захваченной душой служит своего рода хранилищем для законсервированной души. Теперь при необходимости зачарования предмета, пойманную душу можно вложить в этот предмет.
Все маги знают об опасности, угрожающей владельцу зачарованной вещи в случае ее поломки. Иногда, душа (особенно сильная!) способна освободиться при уничтожении предмета, в который ее заключили, и тогда неудачливого владельца ждут крупные неприятности. Впрочем, это происходит далеко не всегда. Чем больше времени душа провела в морфолите, и чем сама душа меньше, тем меньше шанс ее освобождения в случае разрушения предмета. Классическая теория просто констатирует эту зависимость, никак не объясняя ее. В рамках нашей теории такое объяснение есть.
Дело в том, что морфолит поглощает только Дух, тогда как Тело и Имя остаются на свободе. Однако связь с ними практически прерывается, и Имя с Телом, лишенные связи с Духом, также начинают разрушаться, но гораздо медленнее, чем в случае естественной смерти существа. Убийство Тела необходимо только для экономии сил по извлечению Духа, для того, чтобы заставить Дух попасться в паутину чар. Если же Тело оставить в живых, силой выдернув из него Дух и поместив его в морфолит, оно начнет медленно увядать и сохнуть, пока не умрет. Если при этом маг, захвативший Дух, обеспокоится и судьбой Тела и Имени, остановив их деградацию, то в результате получится тот самый лич, о котором речь велась выше. Ибо филактерия — это особым образом зачарованный в процессе трансформации в лича морфолит, главной особенностью которого является способность к такому сохранению Духа, которое позволяет последнему поддерживать связь с остальными составляющими сущности, хотя и ослабленную. По этой же причине трансформация в лича — процесс всегда добровольный, ибо та же самая негерметичность хранения Духа, которая позволяет жить Телу и Имени, делает вполне возможным и побег Духа из филактерии.
Но вернемся к обычному морфолиту — тюрьме для Духа. Итак, Тело мертво, связь Духа с ним начинает распадаться, и Имя практически лишенное связи с Духом также начинает деградировать. Если Дух проводит в морфолите достаточно времени, его связь с Именем практически полностью разрывается, а от самого Имени остается неясный след, не более. Тогда, в случае освобождения, такого существа из зачарованного предмета, он будет походить на спящего слабоумного, и разумеется, не сможет предпринимать никаких активных действий. Именно эта ситуация описывается в словах «.или по обману попадает под ситиситское стирание». Такие Духи не могут вернуться в Этериус; их удел (за малым количеством исключений) — Каирн Душ.
(Все рассуждение о камнях душ с моей точки зрения крайне спорно. Никто доселе так и не сумел высвободить чистый дух. Подозреваю, что в Мундусе сие и невозможно — дух так или иначе должен будет принять ту или иную форму. Потому, на мой взгляд, к кристаллической структуре морфолита привязывается именно имя, а точнее — неонимик, расщепленный на малейшие тоны, что и заключаются в морфолите. Дух и протонимик же высвобождаются и могут затем либо отправиться к месту своего назначения в Этериусе или Обливионе, либо стать платой Идеальным Повелителям Каирна Душ, в том случае, если мы говорим о черных душах.
Неприятности, ожидающие незадачливого пользователя при поломке зачарованного предмета могут быть объяснены как раз высвобождением неонимических энергий, в момент поломки предмета сливающихся в физически и мифопоэтически активный «слепок» с сущности, что была заключена в предмете. Агрессивность этого «слепка» легко может быть объяснена тем, что создается он в процессе разрушения. Другими словами, это особая форма магического взрыва, могущая продолжать себя, лишь заставляя окружающую материю сливаться с ней в цепной реакции разрушения).
Вернемся теперь, собственно, к основной теме трактата. Что же такое одержимость, воплощение-инкарнация и мантлинг в контексте вышесказанного? Одержимость возникает в ситуации, когда существо со слабым Духом преклоняется перед каким-либо кумиром, старается подражать ему во всем. Тем самым оно входит в резонанс с Именем мертвого кумира, и значительно более сильное Имя подавляет его собственное, так как слабый Дух одержимого не может защитить его. Возникает ситуация, в которой поклонник лишается своего Имени, полностью поглощаемого Именем кумира. Так возникает одержимость кем-то, его судьбой, деяниями, именем. Так как резонанс между Именами слаб, слепок никогда не станет похоже на оригинал; и слияния не произойдет, но по причине слабости подавленной личности, она практически лишается своих черт.
Воплощение — явление гораздо более противоречивое и сложное. Одержимость возникает неосознанно и неслучайно. Воплощение же — полная его противоположность. Иногда, крайне редко, при рождении новой души возникают особые обстоятельства. В следствие длинной цепи случайных (а может и не вполне случайных) совпадений, Имя новорожденной души становится подобием Имени некогда жившей очень мощной личности. Тогда, между ними возникает тонкая ниточка связи, подобной одержимости, и все же полностью противоположной ей. Ибо по мере развития этой связи, происходит не подавление Имени новой души, но постепенное их сращивание. В какой-то момент происходит полное слияние обоих Имен, и в этот момент память давно умершего героя становится памятью его Воплощения.
Мантлинг — это нечто среднее между первыми двумя явлениями. С одной стороны, к мантлингу приходит уже сформировавшаяся личность, так как мантлинг — это явление исключительно осознанное, с другой стороны, целью его является очевидно слияние двух Имен, и осознанное воплощение в себе личности умершего.
Мантлинг, по-видимому, возможен не для всех, так как для первых шагов по этому пути требуется изначальное, пусть и поверхностное родство душ. Как только личность начинает сознательно идти по стопам своего кумира, постепенно настраиваясь на Имя героя, в Снорукавном пространстве между их Именами возникает резонанс, он усиливается, его амплитуда растет, задевая все новые стороны личности мантлера, и так продолжается до тех пор, пока под воздействием личности героя, личность его мантлера не превращается в его практически полное подобие своего кумира. В этот момент личности сливаются.
Все это позволяет утверждать, что мантлинг, воплощение и одержимость — родственные явления, а их внимательное всестороннее изучение может привести исследователя к невероятным открытиям.
(Касательно отличия одержимости от мантлинга. На мой взгляд, все проще: мантлинг инициируется со стороны смертного. А одержимость — результат воздействия умершего создания на душу живущего. Впрочем, технические детали выглядят достоверными. Очевидно, что авторство трактата принадлежало скорее практику, нежели теоретику. Трактат рекомендуется использовать в качестве учебного пособия школы зачарования, для приступающих изучать зачарование уровня адепта).