Личность Неревара

Личность Неревара

Личность Неревара

Наверное, не сыщешь во всем Морроувинде личность более загадочную, чем лорд Индорил Неревар хотя бы потому, что Нереварин — то есть игрок — является непосредственным воплощением сего великого героя.

Все последующее есть результат сбора и анализа данных, которые мне удалось собрать из первоисточника (а именно книг TES3: Morrowind) и других заслуживающих доверия архивов. Ни в коем мере сей текст не претендует на истинность в последней инстанции, скорее, это лишь наброски, попытка сложить вместе кусочки головоломки или хотя бы собрать их в одну кучу.

Наверное, не сыщешь во всем Морровинде личность более загадочную, чем лорд Индорил Неревар, хотя бы потому, что Нереварин — то есть игрок — является непосредственным воплощением сего великого героя. Возникает вполне естественный интерес, поневоле игроку становится любопытно узнать, что же из себя представляло его прошлое «я».

Ниже я попытаюсь проанализировать все, что нам известно о Нереваре, и составить примерную картину того, что это был за герой.

Достоверно известно, что лорд Неревар был из народа кимеров, предков данмеров. Сами данмеры считают — или их в этом убедил Трибунал — что они единственный народ, кто сохранил чистоту крови древней расы, так, во всяком случае, они предпочитают объяснять свою необычную внешность. Если спросить любого эшлендера, кто такие данмеры, он ответит вот что:

«Мы — Данмеры, темнокожие красноглазые Эльфы, которые последовали за Пророком Велотом с юго-запада много поколений назад и осели здесь, в Морроувинде».

Однако, за Пророком последовали не данмеры — ибо тогда сего народа не существовало — а кимеры, и имя их новой родины было Велоти, впоследствии Ресдайн. Имперский библиотекарь Эльба Ласки назвал дату появления темноэльфийского народа — более чем 3500 лет назад. Морровинд получил свое теперешнее название лишь после первого извержения Вварденфелла («Карманный путеводитель по Империи и ее окрестностям»). Это время соответствует событиям на Красной горе, но к ним мы вернемся позже. Мы не можем сказать, как выглядел Неревар, но совершенно определенно, что не как данмер, пусть некоторые источники, недостаточно ознакомившиеся с историей Морровинда и утверждают обратное.

Наиболее полные сведения о личности Неревара можно почерпнуть из многотомного труда «36 Уроков Вивека». Впервые упоминание о Нереваре встречается в Проповеди 5, и, хотя данное произведение у весьма многих вызывает сомнения в наличии хоть малейшего смысла, мне кажется наиболее верным рассматривать «Уроки» в качестве иносказаний, в которых имевшие место быть факты зашифрованы при помощи метафизических заключений и аллегорий. Именно в 5-й Проповеди утверждается, что Неревар был кимером.

Но иной кимер, кто был мудр и знал пророчества, лишь только взглянул на изображение, и пришел в большое смятение. (…) Но не успел караван тронуться в путь, как воин кимерский, который предлагал идти в столицу, бросил свои деньги прямо в лицо главе купцов и сказал, «Вот тебе плата за это изображение и позволь предупредить тебя: грядет война с северными дикарями и я не позволю моей матери Айем пострадать от одного врага, пока она занимается другим.
— Неревар, — отвечал глава купцов, этого недостаточно. Я сам триедин, но следую по пути тела моего и требую еще.
И тогда не мог Вивек молчать больше, и сказал в голове у Неревара такие слова:

Словам моим внемлешь ты, так беги
Навстречу тому, что сокрыто от глаз,
Покуда не время, шепнуть не моги,
И песен камням не слагай в этот раз.

И услышав сию мудрую речь, Неревар убил главу купцов и сам возглавил караван.
(Проповедь 5, первое упоминание о Нереваре)

В «Нереваре у Красной горы» сей герой называется королем Кимеров, а Дагот Ур обращается к Нереварину, назвав его лордом Индорилом Нереваром. Во времена Неревара уже существовали Великие Дома, однако некоторые исследователи полагают, что образ жизни тогдашних кимеров был схож с современным эшлендерским (см. «Исследования по истории Морроувинда» в «Летописях Тамриэля»), однако по этому вопросу есть другое мнение:

В древние времена Глубинные Эльфы столкнулись с великой ордой пришлого народа, пришедшего с Запада, чтобы отнять земли у Данмеров. Неревар был тогда великим ханом и воеводой Людей Дома, но, чтя Древних Духов и закон Племени, сделался подобен нам. Поэтому, когда Неревар поклялся своим великим Кольцом Предков, Один-Клан-под-Луной-и-Звездами, держаться пути Духов и прав Земли, все племена присоединились к Людям Дома для великой битв на Красной Горе.(«Неревар Луна-и-Звезда»)

Недюжинный талант красноречия убеждал собеседников принимать его сторону, к тому же благодаря дружбе с двемерами одним из кузнецов Кагренака, либо им самим — по разным версиям — было создано кольцо Луна-и-Звезда, которое впоследствии помогло Неревару объединить весь Ресдайн в войне против нордов, а потом и двемеров и предавшего кимеров Дома Дагот. Достоверно неизвестно, что двигало Нереваром, когда он собирал вокруг себя кимеров, однако некоторые считают, что причиной того было честолюбие.

Когда данмеры последовали за Велотом в Морровинд, они представляли собой множество соперничающих кланов, без общего закона и предводителя. Один же данмерский военачальник, Неревар, имел честолюбивые помыслы о правлении всеми данмерами. В те времена Дом Двемер славился своими заклинателями, поэтому Неревар втайне посетил двемерскую кузню и попросил зачарованное кольцо, себе в помощь. Это кольцо давало своему обладателю огромную силу убеждения; для пущей безопасности, оно было зачаровано так, что немедленно убивало всякого, кто его наденет, кроме Неревара. Это кольцо прозвали Лунозвездием, и оно помогло Неревару объединить различные кланы в Первый Совет. («Настоящий Неревар»)

Однако в другом источнике, в Апографе, и согласно утверждениям Вивека, сказано, что Неревар не хотел подчинять себе весь мир, хотя будущий Трибунал настаивал на этом, считая, что мир между двемерами и кимерами не мог и не должен был длиться. И даже тогда, когда Неревар узнал о Сердце Лорхана и новом Нумидиуме, он до последнего стремился сохранить мир.

Королева Неревара и его генералы — Альмалексия, Сота Сил, Вивек — говорили ему, чтобы он объявил своим весь Ресдайн. Но Неревар не слушал их, ибо помнил свою дружбу с Думаком. Должен был быть только мир. («Неревар у Красной горы»)

Когда Неревар вернулся и рассказал нам, что сказала богиня, мы почувствовали подтверждение нашим суждениям, и опять советовали ему начать войну, пеняя Неревару на его наивную веру в дружбу, напоминая ему о его долге защищать веру и безопасность Кимеров против богохульства и опасных амбиций двемеров. Тогда Неревар отправился в Вварденфелл в последний раз, надеясь, что переговоры и компромисс смогут еще раз сохранить мир. Но на этот раз друзья Неревар и Думак горько поссорились, и, в результате, кимеры и двемеры начали войну. («Битва у Красной горы»)

Помимо недюжинного таланта оратора, Неревар обладал рассудительностью, твердостью характера и дальновидностью полководца, что вкупе с красноречием и сделало его лучшим воином кимеров. Он не полагался лишь на свою мудрость, нередко спрашивая совета у Вивека, своей жены и Сота Сила, однако решения принимал сам, хотя иногда поступал так, как говорил ему Вивек (см. отрывок выше из Проповеди 5). Он был пацифистом, о чем свидетельствует опять же тот факт, что он до последнего стремился сохранить мир между двумя народами, кимерами и двемерами. Однако в «Уроках» есть свидетельства того, что Неревару временами была свойственна жестокость. Интересная деталь: долгое время любимым оружием Короля Кимеров оставался топор, пока он не сменил его на Нож Этоса (мы не знаем, что из себя представлял этот клинок, однако в битве у Красной горы Неревар совершенно точно сражался мечом Истинное Пламя, этот вывод мы можем сделать из слов Альмалексии. Вполне возможно, что это одно и то же):

И чтобы смирить сознание свое, выбрал Провозвестник топор из всех боевых искусств. И дал он имя ему, и двинулся к первой луне. А там Парламент Кратеров приветствовал Неревара, ибо им известен был его титул, и были они разгневаны, поскольку он землею правил, а это было лунное царство. И сошлись они вокруг него, и стали дразнить его. (…) И набросился Неревар на призраков, и рубил их, покуда хватило дыхания, и не мог больше их парламент издавать законы.
И сказал он, «Я не из тех рабов, что погибают».
И из членов Парламента лишь немногие выжили, после атаки Провозвестника.
И сказал один из выживших, «Ничего нового не совершил ты. Так случилось само по себе. Не похоже это на мифы о героях. Не был ты созидателем; лишь бремя судьбы взял на свои плечи.»
[(Проповедь 16)

Есть мнение, что Неревар был жрецом Азуры, который мог призывать ее, когда требовался совет. Совершенно точно известны, что жрецы этой даэдра\богини делать это умели:

Три сотни лет я была жрицей Азуры, Даэдрической Принцессы Лунной Тени, Матери Розы, Королевы Ночного Неба. Каждый Хогитум, который мы празднуем в 21й день Месяца Первоцвета, мы вызываем ее для того, чтобы она дала нам свои наставления, а также для того, чтобы предложить Ее Величеству богатые и прекрасные дары. Она жестокая, но мудрая наставница. («Призыв Азуры»)

Это же подтверждает Апографа:

Трибунал решил, что кимеры должны научиться использовать эту мощь, чтобы Неревар мог объявить свои права на Ресдайн и весь мир для своего народа. Неревар не ожидал и не хотел этого, так что он попросил королеву и генералов помочь ему вызвать Азуру для совета. («Неревар у Красной горы»)

Если Неревар был жрецом Азуры, это объясняет, почему она столь часто вмешивалась в события, сперва рассказав о Нумидиуме, подтвердив опасения Неревара насчет истинности этих сведений и, в конце конов, возродив своего героя в Нереварине. Азура не могла не знать, что суждено случиться в будущем, поскольку именно она была «богиней Рассвета и Заката и тайн между ними»:

И все дети Фадомай ушли, кроме Азуры. И Фадомай сказала: «Тебе, моя любимая дочь, Фадомай оставляет свой величайший дар. Тебе Фадомай оставляет свои тайны». («Слова Матери Клана Анисси»)

Ничего не сказано о любви Неревара и Альмалексии. Известно, что она стала его женой, и что Кагренак выковал для них Истинное Пламя и Огонь Надежды, о чем говорит сама Альмалексия, рассказывая историю двух славных клинков. Некоторые исследователи считают, что на первом месте у Неревара стояла забота о сохранении мира и процветании Ресдайна (так стала называться земля Велоти после изгнания нордов объединенными силами кимеров и двемеров) и это занимало все его помыслы.

Скорее всего, Неревар был смертным, однако и этому имеются противоречия. Через всю линию «Уроков» проходит мысль о том, что Неревар и Шармат (Дагот Ур) связаны между собой, что Неревар — не просто военоначальник и король, но избранный, только он может покончить с Дагот Уром. Очевидно, что последние события «Уроков» происходят накануне битвы у Красной горы, когда уже было известно о предательстве Дома Дагот. Впрочем, сам Дагот Ур предстает в аллегорическом образе всеобщего Врага, абсолютного Зла, которое должно быть уничтожено. При этом Вивек говорит об этом так:

«Ты один, хотя ты приходишь снова и снова, можешь разобрать его. Позволю ли я это сделать, лежит внутри моей мудрости». (Проповедь 15)

Кстати, обратите внимание на фразу «хотя ты приходишь снова и снова». В сочетании со следующим утверждением:
Нет кости, которую нельзя было бы сломать, кроме сердечной кости. Ты увидишь это дважды в своих жизнях. (Проповедь 11)
можно прийти к выводу, что воплощение Неревара была далеко не первым. Причем Вивек, судя по данной проповеди, знал о том, что Неревару суждено вернуться, впрочем, этот фрагмент мог быть более поздним дополнением: Неревар действительно увидел Сердце Лорхана перед тем, как убить Думака, а второй раз это произошло тогда, когда он же в образе Нереварина уничтожил Сердце.

Воинства кимеров же вел раб, что был неубиваем, Наставник Неревар, сменявший свой топор на Нож Этоса. Он порешил Думака на Красной Горе и впервые узрел сердечную кость. (…) Красная Гора взорвалась, ибо Наставник зашел слишком далеко в поисках Шармата. (Проповедь 36)

В «Летописях Тамриэля», в статье «Число Мастера», приводятся любопытные рассуждения:

Теперь о паре Неревар — Шармат, которая является центром сюжета ТЕС3, но всегда представлена с частной точки зрения, вследствие чего она есть предмет, ИМХО, наиболее многочисленных и наиболее запутанных тайн Мандуса (план смертных — прим. Лайкалассе). (…) Действительно, множественные реинкарнации Неревара — это нечто уникальное в целой истории Нирна: ни один более смертный (если он и вправду смертный) не был в состоянии иметь столько воплощений, похоже, только боги имели такие привилегии (помните тех людей, что встречались во время выполнения квестов Имперского культа, и по слухам были инкарнациями аэдра? Не говоря уж о Призраке Пустоты или аватаре Магнуса), и я верю, что ничто столь необычное не может существовать без причины — или только потому, что три тысячи лет назад была нарушена клятва (я знаю, последователи Старых путей будут говорить, что любой человек может сделать это, главное, был бы достаточно силен духовно, но Неревар не был полубогом — или я дезинформирован — и я сильно сомневаюсь, что имеет место толпа реинкарнирующих душ древних мудрецов, о которых никто не слышал. Эти множественные реинкарнации занимают центральное место в его конфликте с Шарматом, поскольку каждая из инкарнаций является одновременно обучением и испытанием по мере того, как он приближается к выполнению квеста достижения блаженства путем насилия — его продвижение легко проследить по проповедям, от
Неревар сказал, «Опасаюсь я, что был небрежен в мыслях своих». (Проповедь 16)
до
Вивек улыбнулся и сказал Наставнику, что он стал Министром Истины. (Проповедь 33)
и, наконец,
Неревар сказал: «Теперь я самый могучий из твоих детей». (Проповедь 34)

Это не все свидетельства избранности Неревара. Вивек опасается, что Неревар может выбрать неправильный путь, путь Дагот Ура, и предостерегает Наставника:

Наставник и Шармат, один и один, одиннадцать, неизящное число. Которые из них важнее? Можешь ты сказать, не поменялись ли они местами? Я могу, и вот почему я тебе нужен. (Проповедь 11)

Правящий заменит меня, сделавшего его. Это путь всех детей. Его величайший враг — Шармат, фальшивый спящий. Ты или он есть единый, Наставник. Остерегайся выбрать неправильную тропу. Остерегайся преступления доброжелательности. Смотри на него по его словам. (Проповедь 15)

Таким образом, мы можем подытожить данный набросок. Кем же в действительности был Неревар? С одной стороны, это реальное историческое лицо, вождь или король кимеров, живший в четвертом-пятом столетии Третьей Эры (то есть примерно три эпохи назад по сравнению со временем рождения Нереварина), жрец Азуры, который заключил мир с двемерами, объединил кимеров и таким образом изгнал нордов и вынужденный начать войну с гномами, а с другой — полумифический герой, по некоторым версиям, полубог или аватар одного из богов, чье противостояние с Шарматом-дьяволом длится не одно воплощение. Как всегда, вопросов больше, чем ответов, и я приглашаю вас высказать свое мнение по этому вопросу, которое, возможно, приподнимет завесу тайны над сей неординарной личностью. Надеюсь, вам было интересно и вы нашли для себя пищу для размышлений, хотя я не сделала ничего, кроме того, что нанесла всего лишь несколько мазков из известных фактов и мнений, едва начав писать картину, и сделала некоторые предположения. Прошу поделиться своими мыслями.

Позвольте мне нанести последний мазок:

«Мы не должны действовать и говорить так, как будто мы спим».
Неревар поинтересовался, можно ли научиться чему-то на юге, но Вивек ничего не ответил и повел его прямо к Красной Горе.
«Вот», сказал Вивек, «последнее из всего последнего. Здесь ждет Шармат».
(Проповедь 17)


  • Комментариев:
  • Участников:
  • Статистика

Обсуждение в комментариях