- The Elder Scrolls
- Энциклопедия Тамриэлика
- Книги
- Путеводители
- Разработчики
- От фанатов
- Дополнительные материалы
- Категории
О терминологии защитного и наступательного вооружения в играх серии TES, приложение I
Приложение I: одежда. Попытка исторического анализа игровой терминологии предметов одежды.
- Fullrest
- Вселенные
- Elder Scrolls
- От фанатов
- Статьи
- Брат Дохт
- О терминологии защитного и наступательного вооружения в играх серии TES, приложение I
Составляя таблицу, иллюстрирующую эволюцию защитной экипировки в играх серии, мы попутно составили аналогичные таблицы относительно одежды и украшений. Разумеется, данные таблицы и приложенные списки тоже относятся в первую очередь к области сугубо игровой терминологии. С точки зрения лора, термины, использующиеся разработчиками, могут разве что приблизительно указывать на отдельные имеющиеся в провинциях Тамриэля предметы моды в соответствующий период времени. Кроме того, многие данные термины являются сугубо обобщающими, и под каким-то таким определенным термином могут скрываться различные разновидности одежды; и, напротив, даже какой-то довольно специфический термин в игровых реалиях может использоваться, опять-таки, как термин общий.
Таблица первая: украшения
Аксессуары и ювелирные украшения
Arena | Daggerfall | Battlespire | Morrowind | Oblivion | Skyrim | Online |
---|---|---|---|---|---|---|
Amulet | Amulet, Torc | Amulet, Charm | Amulet, Necklace | Amulet, Necklace | Amulet | |
Torc | Amulet, Torc | |||||
Ring | Ring | Ring | Ring | Ring | Ring | |
Ring | Ring | Ring | Ring | |||
Belt | Belt | |||||
Bracelets | Bracelet | Arm Bands | ||||
Bracelet | ||||||
Bracers | Bracer | |||||
Bracer | ||||||
Mark | Mark | |||||
Mark | ||||||
Crystal | Crystal | |||||
Crystal |
Курсивом в таблице выделены предметы, не отображающиеся на 3D-модели игрока и\или на портрете игрока в инвентаре.
Таблица вторая: одежда
Предметы одежды
Daggerfall | Battlespire | Morrowind | Oblivion | Skyrim | Online | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Hood | Hood, etc. | Circlet | Hooded robes | Disguise | ||||||
Shirt, Dress, Robes, etc. | Shirt, Blouse, Tunic | Robe | Shirt, etc. | Robe, Outfit, Waders | Robe, Finery, Regalia | Clothes, Robes | Shirt, Dress, Tunic | |||
Shirt | ||||||||||
Pants, Skirt, Suit, etc. | Pants, Skirt, Thongs | Skirt | Pants, etc. | Trousers | ||||||
Pants | ||||||||||
Shoes, Boots, etc. | Shoes | Shoes, etc. | Shoes, Boots | Boots, Sandals | ||||||
Left Glove | Gloves | Gloves, Gauntlets | ||||||||
Right Glove | ||||||||||
Casual Cloak | Cape | |||||||||
Formal Cloak |
Здесь курсивом выделены предметы одежды, которые нельзя было надеть вместе с доспехами для соответствующей части тела (например, в TES III: Morrowind можно было надеть рубашку и кирасу одновременно, а в TES IV: Oblivion — нет).
TES: Arena
В первой игре серии выбор одежды отсутствовал. Комплект одежды, который отображался на портрете игрока, когда тот не был облачен в доспехи, зависел от класса, и поменять его было невозможно. Воинские и воровские классы носили простую свободную рубаху (серо-коричневую для мужских персонажей, и белую для женских); маги же носили богато расшитую зеленую тунику.
В игре было восемь слотов под украшения:
- Amulet (амулет)
- Torc (торквес, то есть гривна, разновидность ожерелья в виде обруча; в неофициальной локализации так и назывался — обруч)
- Mark (марка, метка, знак, символ, в неофициальной локализации — талисман. В игре метки выглядели как прямоугольный предмет — возможно лоскут ткани или дощечка? — на которой, вероятно, имелся какой-то определенный знак — к сожалению, возможности графики не позволяют рассмотреть этот предмет подробнее)
- Crystal (кристалл — просто драгоценный камень, несущий зачарование)
- Bracelets (браслеты)
- Bracers (наручи)
- Belt (пояс)
- Ring (кольцо)
Как и полагается украшениям в TES, их основной задачей было ношение зачарований. При этом амулеты, пояса, браслеты и торквесы имели пассивную функцию (то есть «постоянный эффект» в терминах зачарования последующих игр), то есть несли зачарования, увеличивающие характеристики игрока (а в случае отсутствия зачарования они просто улучшали рейтинг брони персонажа). Метки, кристаллы, наручи и кольца имели «активное» зачарование (то есть «при использовании» в терминах, опять-таки, последующих игр), предоставляя игроку доступ к определенному заклинанию.
TES II: Daggerfall
В TES II: Daggerfall появился выбор одежды. Одежда была для верха и для низа; для верхней части тела были рубашки, мантии, платья, для нижней — штаны, юбки и тому подобное. То есть возможно было носить, скажем, рубашку и штаны, или мантию и юбку, но нельзя было одень рубашку и мантию, или штаны с юбкой одновременно. Кроме того, имелось несколько видов обуви, которую нельзя было носить совместно с доспешной защитой ног, а также два вида накидок (в неофициальной локализации — плащи), которые можно было носить одновременно: Casual Cloak и Formal Cloak. Первые представляли собой плащ с капюшоном, вторые — несколько меньшую накидку, отороченную мехом. Видимо, подразумевалось, что первые будут являться верхней накидкой, а вторые будут носиться под ней; однако, последовательность соблюдалась не всегда, и иногда можно было надеть два одинаковых плаща. Накидки покрывали все прочие предметы одежды; некоторые виды одежды для верхней части тела, например, мантии, носились поверх доспехов, хотя большая часть надевалась под кирасу и наплечники. Наконец, юбки и повязки отображались поверх поножей, тогда как штаны и комбинезоны — пониз.
Основные категории одежды для верхней части тела в TES II: Daggerfall были следующие:
- Armbands (браслеты — пара браслетов, носимых выше локтя и, в некоторых вариантах, еще и дополнительная пара на запястьях. В отличие от браслетов и наручей, считавшихся украшениями, эти, как предмет одежды, отображался на персонаже. В локализации они несколько неверно были названы «повязками», потому что словом «Armband» в английском называют также нарукавные повязки)
- Blouse (блуза)
- Brassiere (бюстгальтер)
- Dress (простое платье)
- Eodoric («эдорик» в неофициальной локализации. По сути, это просто комплект из своеобразного оплечья наподобие древнеегипетского воротника-ожерелья, называющиеся ускх, и высокого пояса с передником — который тоже можно сравнить с древнеегипетской же повязкой схенти; у мужчин комплект дополнялся еще браслетами, а у женщин — бюстгальтером или накидкой наподобие древнегреческого хитона)
- Gown (длинное, пышное платье)
- Kimono (кимоно. Кимоно, как известно, это японский национальный костюм, хотя до распространения в Японии костюма европейского образца, эти словом называли одежду вообще. Тем не менее, в игре так называется что-то вроде просто грубой рубахи, перепоясанной ремнем)
- Robes (традиционно в TES — мантия; о «мантиях» подробнее см. первую часть статьи. В неофициальной локализации использовалось слово «одеяние»)
- Sash (перевязь. В неофициальной локализации она называется поясом, но это именно перевязь, оборачиваемая не только вокруг талии, но и через плечо)
- Shirt (рубашка)
- Straps (ременная перевязь; в неофициальной локализации — просто ремешки)
- Surcoat (сюрко — средневековая европейская одежда. Самые узнаваемые сюрко — это плащи-накидки, что носились рыцарями поверх доспехов. Кроме них, этим словом называлась подобная гражданская одежда, а так же разновидность женского платья с боковыми разрезами. В игре, однако, словом «сюрко» называется просто разновидность короткой рубашки. Как и «мантии», в неофициальной локализации этот предмет одежды назвали «одеянием»).
- Toga (тога — античная греко-римская одежда)
- Tunic (туника, хотя на самом деле этим словом в игре называются не только туники, но и различные разновидности коротких и широких рубашек)
- Vest (жилет)
Основные категории одежды для нижней части тела в TES II: Daggerfall были следующие:
- Breeches (бриджи, короткие штаны)
- Loincloth (набедренная повязка)
- Pants (штаны)
- Skirt (юбка)
- Suit (облегающий комбинезон — этот вид одежды, хотя и занимал слот нижней части тела, облегал все туловище, а рубашки, доспехи и все прочее носилось поверх него. В неофициальной локализации использовано слово «костюм», но слово «Suit» в английском означает другой вид костюма — современный деловой)
- Tights (в зависимости от дизайна, это либо трико или лосины — тонкие обтягивающие штаны — либо колготки)
- Wrap (повязка, или простая юбка в виде отреза ткани, обернутого вокруг бедер. В неофициальной локализации «накидка», что, в данном случае, контекстно некорректно)
Основные категории обуви в TES II: Daggerfall были следующие:
- Boots (ботинки)
- Sandals (сандалии)
- Shoes (туфли)
- Tall Boots (сапоги)
У многих из перечисленных категорий были свои разновидности, то есть были короткие и длинные рубашки, короткие и длинные юбки, и так далее.
Типы украшений в TES II: Daggerfall напоминали таковые в TES: Arena, за тем различием, что не было поясов, а амулеты и торквесы были объединены в один тип.
- Amulet\Torc (амулет\торквес)
- Mark (см. выше. В неофициальной локализации этот предмет был назван «значок»)
- Crystal (кристалл)
- Bracelets (браслеты)
- Bracers (наручи, или в неофициальной локализации — «нарукавники»)
- Ring (кольцо)
Но большее различие, однако, состояло в том, что можно было носить не по одному, а по два украшения каждого типа. Таким образом, было целых двенадцать слотов под одни только украшения, не считая одежды и доспехов.
AES Legend: Battlespire
В AES Legend: Battlespire, опять-таки, основными слотами были верх тела и низ тела. Верх был представлен рубахами («Shirt»), туниками («Tunic») и блузами («Blouse»), тогда как низ — штанами («Pants»), юбками («Skirt»), и, кгхм, трусами («Thongs»). При этом специфика одежды зависела от пола персонажа, и блузы, юбки и трусы были доступны только женщинам, а остальные предметы одежды — персонажам любого пола.
Так же имелись накидки («Cape»). Украшения были представлены браслетами («Arm Bands «) — они носились на запястьях либо выше локтя. Сигильские амулеты («Sigil Amulet«), имевшие форму букв даэдрического алфавита, были не украшениями либо же вообще предметами одежды, а своеобразными ключами, позволяющими преодолевать магические барьеры; они были не экипируемы, и упоминаются только в целях завершенности. С той же целью можно упомянуть сандалии: технически они считались доспехами, хотя, в отличие от латных «сапог», выглядели скорее как предмет одежды.
TES III: Morrowind
Рубашки («Shirt»), мантии («Robe»), штаны («Pants») и юбки («Skirt») в TES III: Morrowind стали отдельными, независимыми друг ото друга предметами одежды. Носить можно было все вместе, в любой комбинации и последовательности. Мантии закрывали все остальные предметы одежды и доспехов; юбки перекрывали штаны и ножные латы. Как и в TES II: Daggerfall, имелась обычная, недоспешная обувь, которую нельзя было навевать одновременно с доспехами. Появились обычные, незащитные перчатки, которые тоже нельзя была носить вместе с латными перчатками или наручами. Число украшений, однако, сократилось до двух колец («Ring»), пояса («Belt») и амулета («Amulet»; ряд зачарованных амулетов имел стандартное наименование талисман — «Charm»).
В отличие от других игр, вся базовая одежда в TES III: Morrowind называлась одинаково, хотя внешне была весьма разнообразна; за некоторыми уникальными исключениями дифференциация одежды производилась только по качеству.
Были следующие градации качества:
- Common (обычное)
- Expensive (дорогое)
- Extravagant (вычурное)
- Exquisite (изящное)
- Exquisite Shoes — изящные туфли (все другие туфли были некорректно названы ботинками, см. об этом в первой части статьи).
- Exquisite Pants — изящные панталоны
- Exquisite Shirt — изящная сорочка
- Exquisite Belt — изящный ремень
Наши локализаторы, однако, внесли небольшое разнообразие, дав некоторым изящным вещам отличающиеся названия.
TES Travels
В TES Travels: Dawnstar и TES Travels: Stormhold одежда как класс экипировки отсутствовала в принципе. В TES Travels: Shadowkey из всех предметов одежды и украшений имелся только один слот под кольца; этот же слот использовался и для некоторых других предметов — например, для отмычек.
TES IV: Oblivion
В TES IV: Oblivion система разделения одежды напоминала, на первый взгляд, систему из TES III: Morrowind, однако имела несколько существенных отличий.
Самое главное из них — одежда теперь целиком стала несовместимой с доспехами. Можно было носить либо мантию, либо штаны с рубашкой, либо же доспех; можно было носить, например, кирасу и штаны или поножи и рубашку, но более никак одежду и доспехи комбинировать было нельзя.
Юбки и штаны стали одним и тем же предметом одежды, просто по-разному отображавшимся на персонажах разного пола: на мужском как штаны, а на женском — как юбка. Вероятно, именно этим обусловлены такие обобщенные названия, как Silks или Garment. Некоторые предметы одежды, однако, отображались как штаны и на мужском, и на женском персонаже; такие предметы обычно называются просто «Pants».
Мантии в TES IV: Oblivion внешне подобны прочим мантиям в играх серии; «Outfit» («Наряд» в локализованной версии игры) внешне представлял собой полный костюм, с верхом и низом. Технически мантии и наряды носились одинаково, занимая слоты как верхней, так и верхней и нижней части тела, и не позволяя надевать вместе с ними ни рубашку либо штаны, ни кирасу либо поножи. Некоторые мантии, а так же костюмы в TES IV: Shivering Islands, занимали к тому же еще и слоты обуви и перчаток, что делало невозможным ношение с ними туфель, доспешных сапог или латных перчаток. Были и такие отдельные предметы одежды, что могли, например, закрывать только слот сапог или перчаток в дополнение ко слотам туловища.
Появились такие предметы одежды, как отдельные капюшоны. Они обычно соответствовали определенной мантии, но экипировались и носились отдельно; их, само собой, нельзя было носить вместе со шлемом.
Экипированные амулеты (для незачарованных амулетов в игре также используется термин «ожерелье» — «Necklace») и кольца стали отображаться на модели игрока; однако из украшений пропали пояса.
Перчатки или браслеты, не являющиеся доспехами, в игре отсутствовали, за одним единственным исключением: это кандалы (или, как они названы в локализации, наручники), в которых приходилось начинать игру.
Основные категории одежды для верхней части тела в TES IV: Oblivion были следующие:
- Apron (фартук — специфическая одежда кузнецов)
- Blouse (блуза)
- Doublet (дублет — позднесредневековая европейская одежда; дублет происходит от набивных поддоспешников, отсюда и его название, указывающее на двойной слой ткани. В локализации он назывался камзол; на самом деле, собственно камзол как таковой как раз пришел на смену дублету, появившись, когда тот уже вышел из моды. Однако во многих словарях дублет определяется именно как «разновидность камзола»)
- Shirt (рубашка)
- Tunic (туника — скорее всего подразумевается средневековая европейская туника, а не более ранняя греко-римская античная)
- Vest (разнообразные жилеты и безрукавки; обычно в комплекте с рубашкой, но иногда и на голое тело. В локализации они тоже называются камзолами)
Основные категории одежды для нижней части тела в TES IV: Oblivion были следующие:
- Braies (брэ — разновидность европейских коротких штанов, к позднему средневековью превратившихся в вид нижнего белья; очевидно, имеется более ранний вариант. В локализации названы просто штанами)
- Breeches (бриджи)
- Britches (бриджи, другой вариант написания. В локализации, однако, тоже названы «штаны»)
- Garment (это слово означает просто «одежда», или, в единственном числе, скорее «предмет одежды«)
- Linens (слово «Linen» значит «лен», или «белье или одежда из льна». В локализации — просто «одежда»)
- Pants (штаны)
- Silks (Слово «Silk» означает шёлковую ткань, а во множественно числе — «шелка́», «одежды из шёлка», или, неформально, «одежда» вообще, особенно богатая, качественная. В локализации, однако, — тоже просто «штаны».)
Основные категории верхней одежды в TES IV: Oblivion:
- Finery (в локализации — «пышный наряд». Это слово не обозначает какой-то определенный вид одежды, а является обобщающим определением)
- Outfit (это слово означает вообще какую-либо одежду, наряд)
- Regalia (регалии, то есть формальные, церемониальные одежды, указывающие на статус носящего их. Так как дословно это определение подходит только к костюму Шеогората, в локализации были названы просто «роскошный наряд«)
- Robe (мантия; о мантиях подробнее см. первую часть статьи)
- Waders (бахилы или болотные сапоги; более обобщенно — водонепроницаемая одежда, позволяющая стоять в воде, не промокая. Специфическая одежда рыбаков; в локализации так и называлась — «одежда рыбака«).
Основные категории обуви в TES IV: Oblivion:
- Clogs (деревянные башмаки. В локализации используется французское название подобной обуви — сабо)
- Moccasin (мокасины)
- Sandals (сандалии)
- Shoes (туфли)
TES V: Skyrim
В TES V: Skyrim произошло окончательное объединение всех предметов одежды в один. Это не так сильно сказалось на внешнем разнообразии, но снизило выбор игрока до трех возможных вариантов: он может надеть либо мантию, либо одежду — что, с технической точки зрения, на самом деле одно и то же; либо же броню. Некоторые мантии теперь имеют так же и капюшон, то есть с ними нельзя надеть шлем; есть, однако, и отдельные капюшоны, а так же прочие разнообразные недоспешные головные уборы (ранее, помимо капюшонов из TES IV: Oblivion, в играх серии на голове можно было носить только шлемы). Несколько особняком стоят обручи («Circlet») — новый предмет в серии; они, скорее, относятся к украшениям, но как правило, с ними нельзя также надеть какой-либо иной головной убор (хотя есть несколько редких исключений), что технически сближает их с одеждой.
Перчатки присутствуют в игре, но, как и их защитный вариант, они более не разделяются на левую и правую; по-прежнему есть обычная обувь. Кольца и амулеты (обычные украшения, не имеющие зачарования, теперь всегда называются ожерельем — «Necklace»), как и в TES IV: Oblivion, отображаются на модели персонажа, но кольцо теперь носить можно только одно.
Основные категории одежды в TES V: Skyrim:
- Apron (фартук — специфическая одежда кузнецов)
- Cloak (плащ)
- Clothes (одежда)
- Dress (в локализации наряд — этот термин применяется только к одному особому свадебному платью)
- Garb (одежда; используется в игре применительно только к нарядам хаммерфельцев)
- Outfit (наряд; используется применительно к данмерским одеждам в TES V: Dragonborn)
- Robes (см. часть первую, про мантии. В локализации в большинстве случаев этот термин переводится как «одеяние»; однако для некоторых предметов используются другие термины: мантия, ряса, и балахон)
- Trousers (в отличие от всех прочих комплектов одежды, это действительно просто отдельные штаны, подобно штанам из предыдущих частей; однако, комбинировать их с какими-либо прочими предметами одежды невозможно)
- Tunic (туника, хотя в локализации — просто «одежда»; опять-таки, тут скорее будет подразумеваться германо-кельтская или средневековая европейская туника, нежели античная. Впрочем, туниками тут называются и обычные рубахи или платья; а среди предметов, которые называются просто «Clothes», встречаются и туники)
Основные категории обуви в TES V: Skyrim:
- Boots (в локализации в основном сапоги, хотя некоторые отдельные экземпляры называются ботинки)
- Footwraps (ножные обмотки)
- Sandals (сандалии — встречаются только как часть свадебного наряда)
- Shoes (туфли, хотя в локализации называются ботинками. Подробнее см. часть первую, о доспешной обуви)
Основные категории головных уборов в TES V: Skyrim:
- Hood (капюшон)
- Hat (несколько разновидностей шапок и колпаков; в локализации они обобщенно называются просто головным убором)
- Cowl (капюшон)
- Cap (шапка, хотя сам экземпляр, названный этим словом скорее можно назвать колпаком)
- Wreath (венок, или, как в локализации, венец — последнее уместно, потому что это тоже еще одна часть свадебного наряда)
Elder Scrolls Online
Категория одежды в Elder Scrolls Online изначально существовала, но была недоступна игрокам — для них роль одежды должна была занимать легкая броня, а недоспешная одежда использовалась для визуального разнообразия неигровых персонажей. Позже, однако, у игроков появилась возможность найти одежду, украсть ее, или забрать ее с трупа NPC; однако пока еще простая одежда по-прежнему недоступна для покупки или для самостоятельного создания. Как обычно, базово одежда разделяется на верх, низ, обувь (имеются сапоги — Boots — и сандалии — Sandals) и перчатки (Gloves и Gauntlets).
В номенклатуре простой одежды в Elder Scrolls Online имеется тенденция полностью указывать в названии, что составляет тот или иной предмет одежды, что ранее в играх серии если и встречалась, то скорее в порядке исключения. То есть, имеются такие наименования, как Corseted Shirt (рубашка с корсетом), Vested Shirt and Cuffs (рубашка с жилетом и нарукавники), или Aproned Kilt and Trousers (килт с передником и брюки).
В Elder Scrolls Online имеется три слота под украшения: амулет и два кольца. Украшения не отображаются на модели персонажа. Пояса, которые были в числе украшений в TES: Arena и в TES III: Morrowind, имеются и в Elder Scrolls Online, но уже как компонент доспешного облачения; они указаны лишь для полноты. С той же целью можно упомянуть шляпы — в Elder Scrolls Online это разновидность шлемов для легких доспехов, хотя фактически некоторые из них являются простыми капюшонами или легкими головными уборами.
Специфическим предметом в Elder Scrolls Online является маскировка (Disguise). Это специальная вещь, которая полностью изменяет вид экипировки игрока (некоторые маскировки изменяют и внешний вид самого персонажа), не затрагивая характеристики и не влияя сами экипированные на нем вещи (то есть, экипировав, например, маскировку под имперского легионера, игрок будет выглядеть так, словно он носит комплект имперских доспехов, однако его «настоящие» доспехи не снимутся, и будут учитываться именно их характеристики). Маскировки занимают особый слот в инвентаре, и предназначены для определенных квестов.
По схожему с маскировками принципу работают костюмы (Costume), которые не вполне являются одеждой в привычном игромеханическом понимании. Изначально костюмы занимали общий с маскировками слот, однако позднее были вынесены в специальное меню. Костюмы не оказывают влияния на игровой процесс, и играют сугубо косметическую роль в области общения с другими игроками. Костюмы могут быть не только комплектами одежды, но и доспешными гарнитурами (опять-таки сугубо декоративным с игромеханической точки зрения). Номенклатура костюмов достаточно свободна. Некоторые из них называются даже сугубо по роли, которую дожжен символизировать надевший их персонаж — например, «гладиатор» или «варвар».
Из костюмов в свое время были выделены отдельные шляпы (Hat). Эти шляпы следует отличать от одноименных шляп, являющихся легкими доспехами. Косметические шляпы, как несложно догадаться, заменяют внешне не всю экипировку игрока, а только шлем, если таковой имеется. Если на игроке надет какой-либо костюм, имеющий в своем комплекте головной убор, шляпа заменит и его. «Шляпа» тут — общий термин; помимо настоящих шляп, в этой категории широко представлены разнообразные капюшоны, маски и шлемы.
Комплекты одежды для верхней части тела в Elder Scrolls Online имеют следующие основные элементы:
- Apron (передник)
- Shirt (рубашка)
- Blouse (блуза)
- Dress (платье)
- Corset (корсет)
- Top (топ)
- Tunic (туника)
- Vest (жилет)
- Cuffs (наручи, нарукавники)
Комплекты одежды для нижней части тела в Elder Scrolls Online имеют следующие основные элементы:
- Apron (передник, фартук)
- Kilt (килт)
- Trousers (штаны, брюки)
- Tails (фалды, полы — как правило, они не являются самостоятельной частью одежды, а, скорее, нижней половиной длиннополого одеяния. В игре этот элемент является на самом деле чем-то вроде верхней юбки)
Часть первая: Доспехи
Часть вторая: Оружие
Обсуждение: Материалы и виды оружия и брони, а также полезные ископаемые
Обсуждение: Расстановка точек над вооружением TES с исторической и ролевой перспективы