Уроки истории
Палимпсест
Конечно же ты, дорогой читатель, не раз бывал в музеях и наверняка встречал там мраморные ваялки прославленных древних склипатуров, дошедшие до нас ещё с античных времён. Быть может, ты обратил внимание, что, как правило, дошли они до нас в очень, очень печальном состоянии, с многочисленными утратами и повреждениями. Что же стало причиной столь печального состояния? Наверное тебе приходилось слышать, что это-де, варварские племена, завоёвывая центры античной цивилизации, разрушали всё на своём пути, сбрасывая ваялки с пьедесталов и уничтожая культурные памятники… но так ли верна довлеющая над нами теория, как это кажется поначалу?
Вперёд, мой пытливый читатель, я расскажу тебе истинную причину разрушения древних памятников; и да будет свободен твой ум от некритично воспринятых мифологем.
***
Однажды жители трёх древнегреческих городов, Аргоса, Афин, и Елевфер, недовольные высокой мздой, которую с них брали за свои никчёмные творения ихние склипатуры, решили изгнать служителей искусства лет на десять (больше, увы, нельзя было по закону); но по предписанию оракула , повелевшего изгнать худшего, принуждены были выбирать. Древние греки любили побаловаться остраконами, они с удовольствием подвергли б остракизму всех своих склипатуров, но поскольку против оракула и народного обычая не попрёшь, то, будучи большими спорщиками, и заспорили они меж собою, у кого же из них склипатур хужее.
- Поликлет, – сказали толстые заплывшие жиром торговцы Аргоса, – он нас достал своим каноном и идеальными пропорциями, вот где он их видит? Настоящий идеал – это упитанность и отсутствие талии! Покупайте беотийские копчёные окорочка!
- Много вы понимаете, всех хужей Фидий, – не согласились афиняне. – Он выдумывает своих богов из головы, он пренебрегает нами и не берёт никого из нас в натурщики! И вообще, он личный друг тирана Перикла! - Надо сказать, что афиняне были весьма тщеславны, считали себя оплотом демократии и страшно этим кичились. – Долой приспешника аристократов!
Ну Перикл был сам виноват, он отменил столь любимый афинским охлосом теорикон и освободившиеся средства пустил на строительство Парфенона; и ему припомнили его происхождение.
- Ха, вы все не правы, нет никого хужее Мирона, – стали им возражать жители Елевфер. – Он так убедительно передаёт движение, что наши гетеры сутками пытаются поймать оброненную Марсием флейту или догнать диск Дискобола. А как же оргии, мы же не можем совсем без них!
Ну, одним словом, спорили, спорили (надо отдать грекам должное, они спорили весьма цивилизованно, не зря позднее их выражения назвали парламентскими), пока не разбудили задремавшего было на солнышке престарелого оракула. Понятно, рассерженному оракулу это не шибко понравилось, и он пригрозил спорщикам брутальным Архидамом, предводителем дорийцев. Ионийцы межрасовой резни не хотели и договорились поручить дело одному судье и всем согласиться с его решением. Судьёй был избран мудрый Агелад, в прошлом учитель всех троих склипатуров и сам склипатур.
Затруднение было в том, что Агелад, занимавший по совместительству пост главы аргосской школы склипатуров, явно завидовал своему бывшему любимцу, Поликлету, прославившемуся больше своего учителя, и был заинтересован в его изгнании; чего, разумеется, не могли допустить афиняне и елевферцы. По совету своего демагога, они пришли к Агеладу и спросили, как извлечь из куска мрамора ваялку?
- Очень просто, – отвечал Агелад, составивший хитроумный план по ликвидации метившего на его место ученика-конкурента, и решивший воспользоваться удобным предлогом для осуществление задуманного, – надо отсечь от него всё ненужное!
- Аха, – говорят греки, – а как понять, хорошая ли вышла ваялка?
- И это я знаю, – сказал Агелад, – надо скатить ваялку по склону горы, и если по дороге вниз от неё что-нибудь отколется, это – лишнее! - Агелад надеялся, что Поликлетовы ваялки не выдержат испытания.
Обрадовались ионийцы такому простому способу разрешения их спора, и, забрав у склипатуров ихние ваялки, потащили их на гору. Ближайшей подходящей горой была гора Олимп, к ней и направились… далековато, правда, пара-тройка тысяч стадий, но чего не сделаешь за-ради искусства. Признаться, это было нелегко – карабкаться вверх с такой ношей, но, предводительствуемые Сизифом, греки с этим справились.
- Стойте-е-е-е-е!!! – хором закричали Поликлет, Мирон и Фидий, – не позволяйте демонам демократии овладеть вашими умами! – Но гортаторы крепко держали склипатуров под локти и злодейство совершилось.
Ваялки покатились вниз, по дороге от них отлетали руки, ноги, хвосты, головы, эгиды, копья и прочие ненужные предметы. Вот почему все древнегреческие статуи дошли до нас с такими утратами – это постарались цивилизованные, но алчные аргосцы, елевферцы и афиняне, не желавшие платить мзду своим склипатурам; а вовсе не какие-то там варвары, в боевом раже проверяющие на ваялкиных носах крепость своих мечей.
Какой же был исход спора, кто победил? Результат был блестящий, большинство ваялок даже не докатилось до подножия, распавшись на куски по дороге. Если б не презренные римские плебеи-фанатики, обманом втёршиеся в доверие к греческим мастерам и коварно по ночам при тусклом свете огарка свечи снимавшие копии с целых ещё ваялок для продажи оных доверчивым италийским коллекционерам – мы никогда б не узнали, что творения древнегреческих склипатуров – бессмертные. Разумеется, плебеи набивали себе цену и выдавали свои копии за подлинник, – не будем судить их строго, шло первичное накопление капитала, законы экономического развития ещё никто не отменял.
Итак, по результатам отката склипатуры расположились следующим образом:
На третьем месте оказался Мирон. Его “Афина и Марсий”, отколов по дороге всё ненужное, докатились до подножия горы в целости и невредимости, став только краше; в чём мы и можем убедиться, посетив Ватиканский музей.
Второе место занял Поликлет; его ваялки, изображавшие знаменитых древних спортсменов, скатившись, сохранили их подобие и через это подобие спортсмены получили наименование «олимпионники» (не путать с «олимпийцами»!).
Победителем был назван Фидий, что неудивительно, ведь до нас не дошло ни одной его ваялки; редкая из них докатилась неповреждённой до середины горы.
Обрадованные столь справедливым судом афиняне тут же нацарапали имя Фидия на черепках и Фидий был изгнан на максимальный срок – десять лет, не помогло прославленнейшему древнегреческому склипатуру даже вмешательство Перикла. Ха, оба этих безумца наивно полагали, что они ещё что-то значат для афинян.
***
Итак, дорогой читатель, теперь ты знаешь настоящую причину столь скорбного состояния дошедших до нас античных памятников культуры; и, надеюсь, больше не будешь рабски подражать глупым теориям. Что же было дальше с героями нашего рассказа, спросишь ты? Дальнейшие развитие событий было очень, очень печальным.
Фидий уплыл с материковой Эллады, а когда вернулся, был брошен в тюрьму и умер в безвестности; никто не знает даже, где его могила. Раздосадованный неудачей своего плана Агелад подал в отставку; Поликлет занял его место и перестал склипатурить, чем несколько утешил своего престарелого учителя. Мирон провёл остаток своих дней, скатывая под гору свои ваялки и в конце концов сошёл с ума, пытаясь достичь совершенства. Перикл в отместку афинянам развёлся со своей женой, и поскольку не мог жениться вторично, сделал своей любовницей гетеру, таки поймавшую пресловутую флейту; и заложил тем самым институт гражданского брака. Архидам, решивший отомстить ненавистным ионийцам за беззащитных склипатуров, воспользовался предсказанием оракула, и, развязав кровопролитную Архидамову войну, пал в битве.
Больше всех досталось, как и следовало ожидать, жителям Аргоса, Афин и Елевфер, поскольку нанятые обманутыми коллекционерами римские центурии брали на щит один древнегреческий город за другим, разыскивая горе-копиистов… но это уже совсем, совсем другая история.
Конечно же ты, дорогой читатель, не раз бывал в музеях и наверняка встречал там мраморные ваялки прославленных древних склипатуров, дошедшие до нас ещё с античных времён. Быть может, ты обратил внимание, что, как правило, дошли они до нас в очень, очень печальном состоянии, с многочисленными утратами и повреждениями. Что же стало причиной столь печального состояния? Наверное тебе приходилось слышать, что это-де, варварские племена, завоёвывая центры античной цивилизации, разрушали всё на своём пути, сбрасывая ваялки с пьедесталов и уничтожая культурные памятники… но так ли верна довлеющая над нами теория, как это кажется поначалу?
Вперёд, мой пытливый читатель, я расскажу тебе истинную причину разрушения древних памятников; и да будет свободен твой ум от некритично воспринятых мифологем.
***
Однажды жители трёх древнегреческих городов, Аргоса, Афин, и Елевфер, недовольные высокой мздой, которую с них брали за свои никчёмные творения ихние склипатуры, решили изгнать служителей искусства лет на десять (больше, увы, нельзя было по закону); но по предписанию оракула , повелевшего изгнать худшего, принуждены были выбирать. Древние греки любили побаловаться остраконами, они с удовольствием подвергли б остракизму всех своих склипатуров, но поскольку против оракула и народного обычая не попрёшь, то, будучи большими спорщиками, и заспорили они меж собою, у кого же из них склипатур хужее.
- Поликлет, – сказали толстые заплывшие жиром торговцы Аргоса, – он нас достал своим каноном и идеальными пропорциями, вот где он их видит? Настоящий идеал – это упитанность и отсутствие талии! Покупайте беотийские копчёные окорочка!
- Много вы понимаете, всех хужей Фидий, – не согласились афиняне. – Он выдумывает своих богов из головы, он пренебрегает нами и не берёт никого из нас в натурщики! И вообще, он личный друг тирана Перикла! - Надо сказать, что афиняне были весьма тщеславны, считали себя оплотом демократии и страшно этим кичились. – Долой приспешника аристократов!
Ну Перикл был сам виноват, он отменил столь любимый афинским охлосом теорикон и освободившиеся средства пустил на строительство Парфенона; и ему припомнили его происхождение.
- Ха, вы все не правы, нет никого хужее Мирона, – стали им возражать жители Елевфер. – Он так убедительно передаёт движение, что наши гетеры сутками пытаются поймать оброненную Марсием флейту или догнать диск Дискобола. А как же оргии, мы же не можем совсем без них!
Ну, одним словом, спорили, спорили (надо отдать грекам должное, они спорили весьма цивилизованно, не зря позднее их выражения назвали парламентскими), пока не разбудили задремавшего было на солнышке престарелого оракула. Понятно, рассерженному оракулу это не шибко понравилось, и он пригрозил спорщикам брутальным Архидамом, предводителем дорийцев. Ионийцы межрасовой резни не хотели и договорились поручить дело одному судье и всем согласиться с его решением. Судьёй был избран мудрый Агелад, в прошлом учитель всех троих склипатуров и сам склипатур.
Затруднение было в том, что Агелад, занимавший по совместительству пост главы аргосской школы склипатуров, явно завидовал своему бывшему любимцу, Поликлету, прославившемуся больше своего учителя, и был заинтересован в его изгнании; чего, разумеется, не могли допустить афиняне и елевферцы. По совету своего демагога, они пришли к Агеладу и спросили, как извлечь из куска мрамора ваялку?
- Очень просто, – отвечал Агелад, составивший хитроумный план по ликвидации метившего на его место ученика-конкурента, и решивший воспользоваться удобным предлогом для осуществление задуманного, – надо отсечь от него всё ненужное!
- Аха, – говорят греки, – а как понять, хорошая ли вышла ваялка?
- И это я знаю, – сказал Агелад, – надо скатить ваялку по склону горы, и если по дороге вниз от неё что-нибудь отколется, это – лишнее! - Агелад надеялся, что Поликлетовы ваялки не выдержат испытания.
Обрадовались ионийцы такому простому способу разрешения их спора, и, забрав у склипатуров ихние ваялки, потащили их на гору. Ближайшей подходящей горой была гора Олимп, к ней и направились… далековато, правда, пара-тройка тысяч стадий, но чего не сделаешь за-ради искусства. Признаться, это было нелегко – карабкаться вверх с такой ношей, но, предводительствуемые Сизифом, греки с этим справились.
- Стойте-е-е-е-е!!! – хором закричали Поликлет, Мирон и Фидий, – не позволяйте демонам демократии овладеть вашими умами! – Но гортаторы крепко держали склипатуров под локти и злодейство совершилось.
Ваялки покатились вниз, по дороге от них отлетали руки, ноги, хвосты, головы, эгиды, копья и прочие ненужные предметы. Вот почему все древнегреческие статуи дошли до нас с такими утратами – это постарались цивилизованные, но алчные аргосцы, елевферцы и афиняне, не желавшие платить мзду своим склипатурам; а вовсе не какие-то там варвары, в боевом раже проверяющие на ваялкиных носах крепость своих мечей.
Какой же был исход спора, кто победил? Результат был блестящий, большинство ваялок даже не докатилось до подножия, распавшись на куски по дороге. Если б не презренные римские плебеи-фанатики, обманом втёршиеся в доверие к греческим мастерам и коварно по ночам при тусклом свете огарка свечи снимавшие копии с целых ещё ваялок для продажи оных доверчивым италийским коллекционерам – мы никогда б не узнали, что творения древнегреческих склипатуров – бессмертные. Разумеется, плебеи набивали себе цену и выдавали свои копии за подлинник, – не будем судить их строго, шло первичное накопление капитала, законы экономического развития ещё никто не отменял.
Итак, по результатам отката склипатуры расположились следующим образом:
На третьем месте оказался Мирон. Его “Афина и Марсий”, отколов по дороге всё ненужное, докатились до подножия горы в целости и невредимости, став только краше; в чём мы и можем убедиться, посетив Ватиканский музей.
Второе место занял Поликлет; его ваялки, изображавшие знаменитых древних спортсменов, скатившись, сохранили их подобие и через это подобие спортсмены получили наименование «олимпионники» (не путать с «олимпийцами»!).
Победителем был назван Фидий, что неудивительно, ведь до нас не дошло ни одной его ваялки; редкая из них докатилась неповреждённой до середины горы.
Обрадованные столь справедливым судом афиняне тут же нацарапали имя Фидия на черепках и Фидий был изгнан на максимальный срок – десять лет, не помогло прославленнейшему древнегреческому склипатуру даже вмешательство Перикла. Ха, оба этих безумца наивно полагали, что они ещё что-то значат для афинян.
***
Итак, дорогой читатель, теперь ты знаешь настоящую причину столь скорбного состояния дошедших до нас античных памятников культуры; и, надеюсь, больше не будешь рабски подражать глупым теориям. Что же было дальше с героями нашего рассказа, спросишь ты? Дальнейшие развитие событий было очень, очень печальным.
Фидий уплыл с материковой Эллады, а когда вернулся, был брошен в тюрьму и умер в безвестности; никто не знает даже, где его могила. Раздосадованный неудачей своего плана Агелад подал в отставку; Поликлет занял его место и перестал склипатурить, чем несколько утешил своего престарелого учителя. Мирон провёл остаток своих дней, скатывая под гору свои ваялки и в конце концов сошёл с ума, пытаясь достичь совершенства. Перикл в отместку афинянам развёлся со своей женой, и поскольку не мог жениться вторично, сделал своей любовницей гетеру, таки поймавшую пресловутую флейту; и заложил тем самым институт гражданского брака. Архидам, решивший отомстить ненавистным ионийцам за беззащитных склипатуров, воспользовался предсказанием оракула, и, развязав кровопролитную Архидамову войну, пал в битве.
Больше всех досталось, как и следовало ожидать, жителям Аргоса, Афин и Елевфер, поскольку нанятые обманутыми коллекционерами римские центурии брали на щит один древнегреческий город за другим, разыскивая горе-копиистов… но это уже совсем, совсем другая история.