Поздней осенью 2008 года в серии Fallout вышла новая игра. Fallout 3 продолжил историю, разворачивающуюся в первых играх серии; как и его предшественники, он стал увлекательной RPG, подготовившей для игрока новые мрачные тайны.
Fallout 3 — четвёртая крупная игра серии. Как и Fallout Tactics, она создавалась уже не Black Isle Studios: после банкротства Interplay права на разработку Fallout 3 и последующих одиночных игр серии приобрела Bethesda. (В январе 2012 года, после длительных судебных разбирательств, к Bethesda перешло и право на создание Fallout MMO: это обошлось компании в 2 миллиона долларов.)
Безусловными плюсами Fallout 3 стала возможность исследовать всё, что угодно — и когда угодно; интригующие квесты, пройти которые можно несколькими способами; боевая система V.A.Т.S. (Vault-Tec Auto Targeting System — «Система автоматизированного наведения Vault-Tec»), которая позволяет игроку прицеливаться в определенные участки тела врагов; выдающийся дизайн: весьма атмосферный и отражающий общую напряженность истории.
Одно из самых больших достоинств игры, сделавших ее редчайшим исключением из многих и многих современных RPG - возможность принимать в одной и той же ситуации не просто разные, но зачастую диаметрально противоположные решения. Игрок может стать спасителем одной из выживших общин - а может разрушить ее последние надежды и обречь на скорую гибель; может выручать беглых рабов - или заделаться работорговцем; во время путешествий по постапокалиптической пустоши вокруг Вашингтона может походя решить судьбу нескольких городов... Здесь ваши действия действительно имеют далеко идущие последствия и отражаются на судьбе многих людей. Сделанный выбор не только изменит окружающий мир: в дальнейшем он повлияет на ваш стиль прохождения игры. Fallout 3 многие проходят и "перепроходят" заново, чтобы воочию испытать все возможности, которые предлагает эта завораживающая игра.
Fallout 3 - игра, о которой можно и писать, и читать сколько угодно, но для ощущения ее необычайной свободы и атмосферности, конечно, надо поиграть самому.
2277 год. Вы и ваш отец - жители Убежища 101, одного из многих бункеров, построенных на случай ядерной катастрофы. Внезапно ваш отец, ничего не объяснив и не попрощавшись, покидает убежище; вскоре герой следует за ним. После долгих перипетий ему суждено оказаться в гуще схватки, которую ведут могущественные политические силы, и получить возможность повлиять на будущее всего выжившего населения США.
Однако до этого ему придется пройти многие и многие мили по радиоктивным пустошам, повстречать массу необычных и разнообразнейших врагов - людей и не только, исследовать множество мрачных локаций, кишащих неожиданными опасностями.
Отдельного упоминания заслуживает "прогулка" по разрушенному Вашингтону, который стал мрачным, но странно безмятежным местом. Кругом валяются обломки, над головой - обрывки проводов, под ногами - зеленые радиоактивные лужи, а среди всего этого рекламные щиты стиля 1950-х оптимистично рекламируют когда-то популярные товары... Это выглядит впечатляюще; к тому же, движение по широкой открытой пустоши проходит практически без лагов, хотя есть задержками при входе и выходе из здания, а также при быстром перемещении в уже открытые районы.
Как и в предыдущих играх серии, в Fallout 3 много юмора, в том числе "черного": встречаются и забавные персонажи, и смешные ситуации, и остроумные диалоги - но общая атмосфера игры стала жестче, острее и бескомпромисснее.
Основные противоборствующие силы - надменное псевдоправительство, называемое Анклавом, и борцы за свободу, известные как Братство Стали; именно на их противостоянии во многом строится сюжет игры.
К сожалению, здесь не так много квестов, как хотелось бы, но их сложность потрясает. Вникайте в то, что делаете, чтобы получить максимум удовольствия — игра закончится, как только вы пройдете основной сюжет. Выбор ограничен только вашей личной моралью и целями. После каждого "плохого" решения (если врываетесь в чью-то комнату или жертвуете солдатами ради спасения собственной шкуры) ваша карма понижается, а после "хорошего" (находите дом для сирот, даете воды нищему) - повышается. От выбора многое зависит: одни диалоги открываются, а другие закрываются, одни группы NPC будут к вам расположены, а другие возненавидят. Например, мутант с золотым сердцем присоединится к вам только при условии, что ваша карма достаточно высока, а разбойник - наоборот. Даже в последние минуты игры вы делаете важный выбор, как это было в предыдущих частях серии. Существует несколько вариантов концовки, которые зависят от ваших действий на протяжении всей игры, а в итоге склеиваются воедино, приводя к продуманному эпилогу.
Fallout 3 остается верен традиционной модели развития персонажа, присущей предыдущим играм серии: здесь есть детальная система атрибутов, умений и перков. Игра предлагает богатый выбор навыков - от тяжелого оружия и блокирования до ремонта доспехов и взламывания терминалов. При повышении уровня вы вкладываете в них очки, и это также позволяет выбирать дополнительные перки. Те, в свою очередь, предоставляют ряд бонусов, которые могут быть как невероятно полезными, так и немного жуткими. Например, перк «ladykiller» открывает особые опции в диалоге с некоторыми женщинами - в итоге игроку легче их убить. А «cannibal» позволяет питаться телами врагов, восстанавливая собственное здоровье... Разумеется, вы рискуете потерять авторитет у NPC, если вас застанут за этим грязным делом - но всё же перки настолько своеобразны, что редко кто удерживается от искушения испробовать одну-другую "плохие" способности в действии.
Игру можно проходить и от 3-го лица, и от 1-го. Большинство игроков отдают предпочтение второму варианту: ведь в игре постоянно приходится сражаться, а неуклюжие, медленные движения камеры и персонажа не дают забывать про уровень FPS. Ассортимент оружия традиционно богат: от бейсбольной биты до ручного ядерного гранатомета. Пожалуй, бои несколько неуклюжи - но всё же вполне удовлетворительны. Мочите мутантов из ружей (там есть просто удивительные обрезы) и плазменных винтовок, превратите их в кучу слизи своей суперпушкой! Однако не забывайте ухаживать за оружием: постепенно оно теряет свою эффективность и нуждается в ремонте. Починкой можно заниматься самостоятельно, а можно доверить ее специалисту. При отражении атак супермутантов велик риск сломать любимое оружие - что ж, в Fallout 3 все имеет свои последствия.
Битвы здесь разнообразны, а самые кровавые бои оказываются весьма увлекательными: в этом заслуга уже известной нам системы V.A.T.S., которая после нанесения удара по врагу приостанавливает действие и в замедленном темпе демонстрирует игроку последствия удачно проведенной им атаки. Анатомические повреждения реализованы хорошо: к примеру, потеря руки заставит солдата Анклава выронить оружие, выстрел в ногу вызовет хромоту, а попадание в голову дезориентирует раненого в пространстве. Кстати, главный герой тоже не застрахован от этих весьма реалистичных эффектов. К счастью, он может исцелиться препаратами, а отчасти - едой; сон тоже помогает поправить состояние здоровья. Тем не менее, как уже говорилось: здесь все имеет последствия. Если вы выпьете немного виски или вина, это временно повысит статы, но может вызвать зависимость, которая повлечет весьма неприятные визуальные эффекты, призванные продемонстрировать дезориентацию персонажа в пространстве. Ну и, конечно, радиация... Если напиться из зараженного источника или съесть облученную пищу - радиационное отравление обеспечено. Его можно вылечить, но многое зависит от уровня заражения.
Разработчики создали чрезвычайно сложную игру. В ней много интересных деталей, которые добавляют разнообразия в геймплей и помогают вжиться в мир. К примеру, здесь можно купить схемы, помогающие создавать оружие из валяющегося повсюду металлолома; можно приобрести жилье и украсить его по своему усмотрению, а также оснастить полезными приборами, в придачу предоставляется робот-шутник.
Модели персонажей более реалистичны, чем в предыдущих творениях разработчиков, но все же NPC двигаются несколько скованно. Зато звуковые эффекты здесь выше всяких похвал. Свист ветра и далекий звук выстрела вызывают озноб, а протяжные стоны и хруст бейсбольной биты, врезающейся в лицо гуля, пожлуй, даже чересчур реалистичны. Чтобы в пути не чувствовать себя одиноко, можно настроиться на одну из нескольких радиостанций — правда, частое повторение песен и объявлений через некоторое время надоедает. Кстати, заработав определенную репутацию — положительную или отрицательную — в один прекрасный момент вы с изумлением обнаружите, что одна из станций сделала вас одним из героев своих радиопередач… Саундтрек весьма хорош, хотя, пожалуй, излишне бодр для постапокалиптической пустоши.
Захватывающее путешествие по миру, которое предлагает Fallout 3, трудно забыть, а некоторые квесты и финал игры, пожалуй, способны врезаться в память навсегда. Эта часть серии дарит ее поклонникам множество острых ощущений и заставляет их переигрывать еще и еще, снова и снова.
Разные страны по-разному отреагировали на Fallout 3, а некоторые потребовали внести в игру коррективы. Так,
В отличие от предыдущих игр серии, Fallout 3 нельзя пройти абсолютно «бескровно». Чтобы закончить игру, обязательно придется вступить в бой и убить нескольких врагов. Однако эта мрачная и увлекательная, чрезвычайно взрослая и жестокая, но очень трогательная игра, забыть которую невозможно, многими игровыми изданиями и критиками была признана Лучшей Игрой года.