Наконец-то кто-то вернулся к олдскульным РПГ и сделал приключенческую игру, которая даже самого опытного геймера на долгие месяцы затянет в мир, полный жизни и приключений! Представляем вашему вниманию: Bethesda и её TES II: Daggerfall, сиквел к популярной Arena.
С начала и до самого конца Daggerfall позиционирует себя эпической игрой, которая превосходит даже легендарные древности всех времён и народов. Это сложная, хорошо сработанная адвенчура с мощным ролеплеем, засунутым в, по сути, экшен-движок. Игроки создают персонажей, используя небывалый конструктор: выбирают один из восемнадцати классов, среди которых рыцарь, воин, целитель, убийца, маг и многие-многие другие, — или же создают собственный класс через специальную систему настроек. Те, кто не особо забирается в RPG-подсчетах, могут оставить это компьютеру, просто пройдя небольшой тест с элементами морального выбора а-ля Ультима-IV; игра сама выберет, какой класс вам больше подходит.
Как только выбор сделан, игроки получают персонажа в своё полное распоряжение через интерфейс от первого лица, во многом напоминающий тот, что был в серии Ультима. И теперь, словно взаправду перемещённые в иную реальность, мы вольны творить что хотим – а компьютер обеспечит "неправдоподобно правдоподобную" реакцию на наши действия.
Хотя Daggerfall может похвастаться захватывающей сюжетной линией (фактически, сразу несколькими), действовать за пределами сюжета не менее восхитительно. Нас не принуждают делать только то, что велит Его Величество Разработчик: можно спокойно игнорировать мольбы принцесс, бесцельно шарахаться туда-сюда и встревать в чужие дела, влиять на них и наслаждаться "долгоиграющими" последствиями своих действий. В этом – величайшая сила и слабость Daggerfall...
Пожалуй, те, кто ищет линейных квестов, дабы "посидеть и спокойно порешать их в тишине", будут растеряны и порядком раздражены кажущейся хаотичностью игры. И, поскольку все события там, как и в реальной жизни, происходят в своё время в своём месте – очень легко случайно сбиться с проторенного пути лишь из-за того, что вам не вовремя приспичило перекусить.
Ещё легче запутаться в склоках между различными гильдиями. Вступая в гильдию, вы разом приобретаете десяток друзей, пару десятков врагов и новые цепочки квестов. Размеры игры просто поражают: все эти NPC, с которыми нужно встретиться, пообщаться, поиметь дело – тысячи их! – способны вогнать в шок и трепет самого подготовленного игрока. А ещё – характеристики многочисленного оружия и брони, десятки заклинаний, которые постоянно востребованы, сотни книг, которые необходимо перечесть, огромные территории, ждущие исследования... Если не хотите потеряться, захлебнуться и утонуть во всём этом, у вас лишь два пути: либо запоминать и записывать абсолютно всё, не упуская ни одной мелочи, и выполнять квесты от точки до точки, не отвлекаясь на постороннее, – либо махнуть на всё рукой и плыть по течению.
Но и Daggerfall не безупречен. Создав столь большой мир, Bethesda поставила перед нами просто невозможную задачу. Игроки, пытающиеся досконально исследовать этот мир, – заползая, запрыгивая, заплывая и засовывая свой любопытный нос в каждую складочку местности – рано или поздно прищемят его так, что смогут выбраться из стыка полигонов только самоубийством. Вдобавок игра имеет привычку внезапно и беспричинно падать, и спасут ее только патчи, а еще – сохранения, сохранения и сохранения.
Тем, кто проявит чуточку терпения к его капризам, Daggerfall подарит самые интересные и захватывающие приключения из когда-либо существующих. Те же, кого хоть немного смущают сложные сюжеты и обильные RPG-подсчеты, пожалуй, сочтут игру совершенно невыносимой.
Итак, мой вывод: у жанра RPG всегда была, есть и будет группа преданных "хардкорных" фанатов, и Даггер был задуман и создан специально для таких игроков. А всем остальным я скажу так: ребята, гамайте в свой Quake и оставьте адвенчуры профессионалам!