Grumpy Gamer о подписке: эта шляпа совсем противная на вкус!
Ежемесячная подписка на TESO – вопрос, который не на шутку всколыхнул игровую общественность. Сайты, форумы, журналы и новостные порталы наперебой обсуждают рискованное решение Zenimax Online и выдвигают свои «за» и «против». Одна из наиболее ярких и «стильных» публикаций появилась вчера в Ten Ton Hammer.
Пусть вас не удивляет название статьи, уважаемые читатели: ранее обозреватель обещал «съесть свою шляпу» (в английском варианте - ворону), если The Elder Scrolls Online будет распространяться по подписке. Что ж, теперь он выполняет свой обещание, вот только вкус этой шляпы/вороны оказался куда хуже, чем он предполагал…
Я достаточно мужик, чтобы признавать, когда был не прав. Это не самая моя любимая вещь в мире, конечно, но, тем не менее, я умею признавать свои ошибки. Правда, спорить по поводу логики и причин этих ошибок я не перестану.
Вопреки всем моим предположениям, Elder Scrolls Online будет игрой по подписке. Я подозревал, что она будет скорее free-to-play или, что вероятнее, buy-to-play. Выбор этих бизнес-моделей был бы по многим причинам более осмысленным.
Я настаиваю на этих причинах, даже видя, что результат получился обратным.
Честное слово, я был шокирован и встревожен сообщением о бизнес-модели подписки, выбранной ZeniMax Online. Логика такого выбора была более-менее озвучена, но, боюсь, их заключение настолько же неверное, как и мое.
Основная идея, озвученная Мэттом Фирором, сводится к тому, чтобы одновременно обеспечить будущие разработки и разделить игру и монетизацию. Например, вместо того, чтобы прибежать к данжу и увидеть радостный вопрос о том, не хотите ли вы заплатить за вход, вы просто оплачиваете месяц подписки – и получаете 100% контента.
Такой подход может стать настоящим глотком свежего воздуха после агрессивного маркетинга в некоторых F2P играх. Я уверен, многим уже осточертело постоянно доставать кредитку и оплачивать очередную ерунду в игре.
Гораздо меньше меня удивило то, что WildStar выбрали ту же стратегию. Лучше-чем-WoW-и-в-космосе, сделана бывшими сотрудниками Blizzard и для той же аудитории, что и WoW – нет ничего странного в том, что и бизнес-модель они выбрали ту же. Это был вполне адекватный шаг. Может быть, не самый умный – время нам покажет – но: адекватный. Возможно, я один в это верю, некоторые комментаторы на их канале YouTube не то чтобы очень нежничают...
А решение по поводу TESO выглядит как внезапный прыжок в сторону. Все знаки указывают в другом направлении, и для новой игры без специфической ниши на рынке или сформированной базы подписчиков выбор подписки - очень опрометчивый ход. Почти каждая ММО превратилась в F2P/Freemium (прим. ред. – F2P с поддержкой премиум-аккаунтов) в течение нескольких лет, за исключением только World of Warcraft и EVE. WoW - настоящий RPG-завр, слишком огромный, чтобы упасть (пока что...), и уже девять лет поддерживается стабильной базой подписчиков. EVE в свою очередь – крепость нишевого рынка, игра, которая может предложить то, что другим не под силу, и она не падает потому, что прибита гвоздями.
ESO и WildStar – новички на рынке, который титаны успели раскачать. Входить на эту переполненную арену со своей старомодной Pay-to-Play моделью – все равно что накинуться на толпу кровожадных троллей с мухобойкой.
История Star Wars: the Old Republic - ценный урок для всех разработчиков игр. Star Wars IP должен был стать непотопляемым кораблем, и ЕА вкладывала в него деньги грузовиками, лишь бы превратить непотопляемое судно в лайнер люкс-класса. Но, как всегда бывает со всем непотопляемым, SWTOR напоролся на айсберг недостатка эндгейма и почти что слился. Поспешный переход на F2P был спасательной шлюпкой?.. Нет, спасательная шлюпка должна была бы помочь всем тонущим подписчикам добраться до суши. Это уж скорее буксир, притащивший полупустую развалину обратно в доки на ремонт.
Похоже, метафора стала слишком тонкой... Проще говоря, F2P спас задницу SWTOR. У него и без этого было много проблем с подпиской, и некоторые могли бы устроить спор на тему важнейшей причины, почему P2P не сработало. И они будут правы в одном – не сработало. Но их провал с бизнес-моделью подписки – тревожный симптом большой проблемы, потому что такое происходит повсеместно. Причина, по которой мы вспоминаем так часто именно SWTOR, такова: он был слишком крут, чтобы провалиться. Но ни бюджет в четверть миллиона долларов, ни могущество маркетинга ЕА, ни чародеи BioWare и гениальность Star Wars вместе взятые не смогли уберечь бестселлер ММО от краха и переход на F2P менее, чем через год.
Так что ж: выходит, ZeniMax Online собирается прострелить себе ногу, используя устаревшую бизнес-модель для их суперсовременного продукта? Будут ли они в состоянии удержать толпы подписчиков, получивших бесплатный месяц при покупке? Достаточно ли у них эндгейм-контента, чтобы удовлетворить людей и удержать их в игре после достижения левел-капа? Или они собираются принять печальную судьбу SWTOR и засунуть игру в болезненные рамки перехода на F2P, лишь бы свет не погас?
Я по-прежнему думаю, что их решение было неверным, и мои прогнозы мрачнее тучи. Я предрекаю вот что:
Я не жду такого развития событий ради того, чтобы доказать свою правоту. Я хочу ошибаться, хочу, чтобы ZeniMax достигли успеха и продолжили работу над самыми крутыми играми из всех. Если все пойдет так, как эти старомодные ZeniMax придумали, и ESO каким-то образом станет феноменом на устаревшей бизнес-модели, я возьму все свои слова назад. Опять.
Самая же неприятная для меня вещь – это тонны неприязни и сотни "я же говорил!" на форумах и где угодно, непрестанная критика устаревшей модели, аргументы в пользу подписки, основанные только на том, что спорящий ни во что, кроме EVE или WoW, не играл в последние пять лет. В некоторые такие споры я успел влезть. Интернет-аргументы в духе переходов на личности, детские прозвища и всё такое. Так вот: я буду надеяться, что мне придется "наесться ворон" весной 2015, спустя год после релиза, и признать, что я неправ. Я всё ещё уверен, что вы все ошибаетесь, – но надеюсь, что ошибаюсь я.