The Elder Scrolls Online: другое мнение. Часть 1-я
Стартовые территории
Игровой опыт, который предлагают стартовые острова сразу после Хладной Гавани, настолько уныл, что разработчики вняли призывам бета-тестеров и добавили возможность пропустить эти «приключения», а вместе с ними – полдюжины скайшардов. (Правда, если впоследствии вы захотите наверстать упущенные возможности, то всегда сможете туда попасть.)
Последующие территории каждого альянса уже предлагают определенное разнообразие, флора/фауна/климатические пояса плавно сменяют друг друга… Но общее впечатление остается прежним: уныло. Я обнаружил, что всякий раз делаю над собой усилие, чтобы не пропускать озвученные диалоги, а еще – всё чаще и чаще автоматически выбираю первый из предложенных вариантов ответа: просто чтобы скорее прервать это занудство и приступить к выполнению очередного бесконечного задания, которое неизбежно заставит вашего персонажа «бороздить просторы» этого мира, галопом несясь из точки А в точку Б. Конечно, можно сойти с проторенной дорожки и не обращать никакого внимания на подсказки, которые всякий раз услужливо появляются в правом верхнем углу экрана, но это вряд ли особо разнообразит ваш игровой опыт: даже в так называемых «точках интереса» вас ожидает такое же выполнение очередного квеста.
Подземелья
На мой взгляд, данжи в The Elder Scrolls Online выполнены хуже всего остального. Посмотрите вот на эту карту:
Посмотрели? Ну вот: теперь вы знаете, как в TESO выглядят все подземелья без исключения. Вверху: вход. Дальше – повторяющаяся схема: вот тут мобы, тут ничего, тут скайшард, тут опять ничего, потом – пара-тройка ботов, дальше – приспешники босса, а вот и он сам, а тут дверь, которая не откроется до тех пор, пока вы… И так – во всех подземельях без исключения.
Хуже всего в этих подземельях то, что тут нет абсолютно ничего интересного. Все эти закоулочки, повороты, коридоры, тупики, которые не имеют отношения к вашему основному маршруту, на карте выглядят очень многообещающе, но самом деле там нет ни-че-го. В общем, попадая в подземелье, вы движетесь, как деталь на конвейере, из точки «Вход» в точку «Босс» – причем конвейер этот практически ничем не отличается от десяти предыдущих, вот такие дела. О том, что вы добрались до босса, вы узнаете заранее: в этом месте обычно скапливается несколько игроков (половина из них – боты), терпеливо ожидающих респавна. Не исключено, что на полу вы увидите несколько «не остывших» трупов этого самого босса…
Кто-то из игроков, желая скоротать время в ожидании респавна, играет на музыкальном инструменте, кто-то сверяется с картой или копается в инвентаре – ну, а боты просто ждут: они же «на работе». Проходит несколько секунд – и босс является народу. Тут важно успеть нанести несколько ударов/уколов/выпустить несколько заклинаний, и тогда после его гибели вам достанется лут, а квест будет засчитан.
Иногда игрокам везет: может оказаться, что «бесхозного» босса атакует всего пара-тройка человек, не больше – тогда на его убийство уйдет не 1-2 секунды, а 5 или даже 10. Игрок, который замешкался около трупа босса (например, разбираясь с пополнившимся инвентарем), вскоре станет свидетелем очередного возрождения своего противника и снова прослушает его монолог. Лично мне это напоминает аудиозапись, которая автоматически проигрывается в луна-парке: «Дорогие друзья и гости, мы рады приветствовать вас в подземелье номер 824!» Далее – пауза на несколько секунд, которые уйдут на убийство босса, а потом: «Дорогие друзья, мы надеемся, что вам понравилось в нашем подземелье номер 824, приходите к нам еще!»
Может, вам будет интересно узнать: если не считать общественные подземелья, то всего в The Elder Scrolls Online имеется 104 данжона (во всяком случае, на момент подготовки публикации). Из них только 31 уникальны, остальные выполнены «под копирку»:
Лут
Лут – один из самых увлекательных аспектов любой ММО. Так здорово «выбить» классную шмотку, или какой-нибудь дорогостоящий драгоценный камень, или редкий предмет, который будет напоминать вам о славной победе!
Но в The Elder Scrolls Online убийство босса принесет вам только пару золотых монет да горсточку червей, которые пригодятся в качестве наживки для рыбной ловли. Я не заметил, чтобы лут с низкоуровневого босса существенно отличался от тех «сокровищ», которые вы добудете после победы над более серьезным противником, а это, согласитесь, во многом портит удовольствие.
The Elder Scrolls Online сохраняет верность традициям серии: как и в предыдущих играх TES, здесь вы сможете накопить адову тучу бесполезных и дублирующих друг друга предметов. Не думаю, что многие захотят сохранить на память этот восьмой по счету рецепт клецок из козлятины или кучу червей, доставшихся в честь одержанной победы над тем эпичным атронахом… Попутно добавлю: жаль, что даже сетовые предметы не выглядят как части сета, а смотрятся просто как отдельные детали брони, не имеющие отношения друг к другу.
Теперь по поводу сундуков. На стартовом острове они попадались довольно часто, а вот где-то после 8-го уровня попадаются всё реже и реже – а потом «встреча с сундуком» становится и вовсе каким-то исключительным и совершенно неожиданным событием.
Говоря о луте, нельзя не упомянуть Темные Якоря. Скрежет, молнии, в небе открывается портал – и вы со всех ног несетесь к месту появления очередного якоря, чтобы не позволить Молаг Балу захватить Тамриэль. Отбиваете атаки проклятых даэдра: волну за волной… Противники всё мощнее, напряжение нарастает… Наконец, вы и ваши временные соратники одерживаете победу: цепи рвутся, и якорь несолоно хлебавши отбывает обратно в Обливион.
И что же вы получаете за то, что рисковали жизнью? Ни сундука с лутом! Ни какой-то памятной отметки! Ни титула! Ни поздравлений! Ни «спасибо»! Ну да: иконка, отмечающая места появления якоря, из черной превратится в белую. Круто, да?
Крафтинг
Система крафта в The Elder Scrolls Online продумана и выполнена на удивление хорошо.
Попадаются мелкие баги при попытке размонтировать отдельные предметы оружия и брони, да и запасы старательно собранного сырья будут бесполезными, если у вас нет соответствующего ремесленного навыка, но в целом крафт в игре, безусловно, находится на высоте. Впрочем, заниматься только ремеслом здесь вряд ли получится: нет никаких квестов, разработанных специально для крафтеров, да и сырье, по большей части, добывается с помощью демонтажа предметов, раздобытых вами в бою.
Жаль, что в игре нет аукциона. Если хотите торговать с другими игроками, вам придется вступить в «торговую гильдию», чтобы иметь возможность пользоваться их магазином. Или можно торговать с через чат. В общем, несмотря на то что система крафта отлично продумана, в конечном счете ремесло в этой игре представлено так же, как и все ее прочие аспекты: бессобытийно и монотонно...
Окончание следуетВ следующей публикации – размышления автора о PvP и игре в группах, квестах и боевой системе.