Morrowind vs Oblivion. 3... 2... 1... FIGHT!
Господа, знаете ли вы, что нет в мире силы мощнее, чем ностальгия? Взять, скажем, вашего покорного: нет RTS лучше Dune 2000, FPS лучше Doom и RPG лучше Morrowind. В то же время, имеется весьма и весьма обширный контингент, уверенный, что потомок Morrowind – Oblivion – кладет батяню на лопатки. Кто из них прав? Давайте попробуем разобраться.
[center][/center][p]
Сложнее всего определить, где же находится точка отсчета. Откуда плясать, чтоб не окунуться в дебри субъективизма? Проще всего, я думаю, посмотреть и со стороны критиков Oblivion, и со стороны его адептов, и попытаться понять: а соответствуют ли истине основные претензии/похвалы в адрес этой игры?
Что ж, поработаем за «Разрушителей легенд» и посмотрим, сумеем ли мы поломать основные мифы о негативе Oblivion.
1. Неинтересный главный квест
И правда, главный квест Oblivion уступает своему Morrowind-овскому собрату как по продолжительности, так и по литературной ценности. Значительную часть главной сюжетной ветки Morrowind мы вообще не знаем, а кто же главный враг. Более того, по ходу пьесы мы вступаем в прямой конфликт с аж двумя крупными организациями, оказываемся в сомнительном с точки зрения этики статусе, собственноручно рушим чужую божественность, распутываем клубок загадок, связанных с весьма неплохо (и реалистично) прописанным пророчеством, которое обросло кучей толкований, вариаций и прочтений. В Oblivion же враг очевиден с самого начала – буквально во втором квесте главной ветки нам все предельно подробно объясняет Джоффри: «Злобные культисты хотят призвать Дагона, ты должен им помешать, для этого надо зажечь Драконьи Огни, а для этого нужен наследник».
Сценаристы – и это очевидно – пытались выжать из сюжета все возможное, заставляя игрока объединять войска, устраивая битву, создавая эффектные ситуации, однако, увы, все поставлено уж больно кукольно и банально. Такого отклика, как история Morrowind, сюжету четвертой части вызвать не дано. Зато радует эффект присутствия. Будем откровенны – несмотря на свою простоту, а вернее – благодаря ей, история Oblivion получилась динамичной и насыщенной, наполненной яркими моментами, каковых в Morrowind очень и очень мало.
2. В Oblivion боевая система намного круче!
Да, круче. «Махач» в TES IV динамичнее и эффектнее и, конечно, куда ближе к реальности. Ведя бой, и впрямь несложно проассоциировать себя с тем, заэкранным мечником, и, закусив губу, отчаянно парировать, контратаковать и перекатываться.
Но критики боя, принятого в Morrowind, тоже не совсем правы. Давайте призадумаемся: вот наш персонаж, маг, впервые взявший в руки меч, бросается на даэдрота… И ловко рубит его, при этом успевая левой рукой бросать огненные шары! Да, урон наносится мизерный, но увольте: попробуйте сами взять меч и прибить кого-то, кто этого ожидает! В этом смысле бой в Morrowind куда реалистичней. Новичок тут действительно слаб, а профи – и вправду крут.
Последний момент, кстати, ведет к следующей проблеме:
3. ЛЕВЕЛИНГ
Левелинг, друзья, это подгонка игрой противников под уровень персонажа. Левелинг – он, как и Восток, дело тонкое. Скажем, в Wizardry 8 левелинг был мягкий и незаметный. В Morrowind он тоже особо не отсвечивал. Но то чудище, которое появилось в Oblivion… Оно поистине пугает. Разработчики зачем-то подогнали под одну гребенку ВСЁ, что и привело к абсурду: разбойники в даэдрике, неубиваемые гоблины с медведями, возможность пройти игру на первом уровне… Будем откровенны: это промах. Настоящий, критический промах, немало портящий удовольствие от игры. К счастью, в сети полно модов, в значительной мере проблему решающих.
4. Убеждение
Разработчики Oblivion справедливо решили, что убеждать кого-то в чем-то, кликая по надписи «Лесть» – это скучно. И потому ввели колесико убеждения. То, что было скучным, стало странным. Убеждать кого-то теперь можно как угодно с любого уровня навыка.
Будем объективны: сложно было сделать социальную часть хуже, чем в Morrowind. Но разработчики с этим справились!
5. Radiant AI
А вот тут, конечно, критики TES IV сильно перегибают палку (да и вообще, тут во всем виноваты маркетологи Bethesda, преподносившие новый ИИ как воплощение совершенства). Ходить по городу и слушать треп про грязекрабов, удивленные вопли «Датыжгеройкватча!» и песенку про скальных наездников весело и абсолютно не напряжно. Играть благодаря этой системе определенно стало веселее, и Morrowind она бы не помешала.
6. Графика в Oblivion намного круче.
«Ванильные», сиречь, чистые и никак не модифицированные Morrowind и Oblivion тягаться в плане технологичности не могут. Но с точки зрения оригинальности и дизайна Morrowind выигрывает: он разнообразнее, оригинальнее и самобытнее, чем Oblivion. Это признали и сами разработчики, выпустив Shivering Isles - аддон, ставший столь популярным не в последнюю очередь благодаря тому, что активно использовал эстетику Morrowind.
Ну а с учетом чего-то типа этого…
[center][/center][p]
В то же время каждый первый скриншот Oblivion можно ставить на рабочий стол. И это говорит лишь об одном: хоть TES IV и проигрывает по эстетичности своему предшественнику, это вовсе не значит, что он не эстетичен. За Oblivion в этом плане угнаться не дано почти никому…
7. Fast Travel и маркеры целеуказания
Проблема Fast Travel явственно очень преувеличена. Дело в том, что никто не заставляет этой системой пользоваться – а Киродиил не так уж велик (20-30 минут бега из конца в конец), но иногда, когда ей и впрямь хочется воспользоваться, она всегда на месте.
А вот маркеры – это зло, причем зло в чистом виде. Ладно бы они вели к локации и на этом успокаивались… Но нет, всю игру можно пройти, не читая диалогов – а тупо следуя маркерам! Квест «Слезы Гарридана», где маркер отбирают, заставляя ориентироваться на местности, честно говоря, заставляет пасть ниц и вопить «Аллилуйя!»
Маркеры наносят сильнейший удар по атмосфере и мировосприятию. И это очень плохо. Но тоже абсолютно не смертельно.
ИТОГО
Что у нас в сухом остатке? Уступает ли Oblivion своему знаменитому предку, или, наоборот, Morrowind – это игра, которую переоценивают? Да ни фига подобного на оба вопроса. Это все вкусовщина. Играйте в то, что нравится лично вам, и не лезьте в глупые споры.