С днем варенья, Morrowind!
The Elder Scrolls III: Morrowind случился 1-го мая 2002 года. Долгожданный сиквел The Elder Scrolls II: Daggerfall в итоге имел мало общего с именитым предшественником — процедурная генерация и непомерно огромная карта сменилась компактным, собранным вручную миром. Ролевую систему урезали, боевку — упростили, число NPC — сократили в разы, а на момент релиза еще и ликантропию отобрали.
Зато взамен — дали новое видение Тамриэля, уникальное и комплексное, с узнаваемым визуальным стилем, необычным окружением, лором, богатым как никогда и сложным, неоднозначным сюжетом, который оказался неожиданно глубже простого сражения за огромного человекообразного робота.
Как и полагается в серьезной ролевой серии игру встретили неоднозначно — кто-то говорил, что Morrowind убил серию, кто-то — что это была лучшая вещь в мире со времен нарезанного хлеба. Истина, как всегда, где-то посередине.
Впрочем, огромное влияние Morrowind оказал как на саму серию, так и на ролевые игры в целом, внеся немалый вклад в понимание того, как следует делать ролевые игры с открытым миром.
Стараниями игрового сообщества игра улучшилась благодарю множеству модов и их компиляций (одной из лучших среди которых, безусловно, является Fullrest Repack, бережно собранный благословенным АЛЬМСИВИ aL’ом).
Сборники фиксов исправили огрехи и дыры в игре и балансе, новые текстурки и модельки подтянули контент, мегапроекты вроде Сердца Хаоса и мегадолгостроя Tamriel Rebuilt добавили безумный объем реиграбельности, а талантливые кодеры сумели вылечить многие изъяны движка с помощью могучего Morrowind Code Patch и графической надстройки Morrowind Graphics Extender.
И, конечно, нельзя забывать, что Morrowind входит в число весьма немногочисленной плеяды великих игр, которые отчаянно и — что немаловажно — небезуспешно пытаются воссоздать тем или иным способом. Почти столь же долгостройный как Tamriel Rebuilt альтернативный графический движок OpenMW уже сейчас дает возможность получить аутентичный, пусть пока что не идеальный экспириенс, но сомнений в том, что проект доведут до конца, уже практически не осталось.
И, конечно, грешно будет не упомянуть римейки Morrowind на платфомах его потомков — Oblivion и Skyrim. Проект Morroblivion успешно релизнулся и играбелен, а еще один амбициозный догострой Skywind тоже двигается к релизу и обещает эстетичное, пусть и не слишком аутентичное путешествие по Вварденфеллу.
Пожелаем старому доброму Морровинду не стареть и не устаревать — и продолжать удивлять как стариков, так и неофитов своей уникальностью, здоровой неадекватностью и эпичностью — при всех недостатках, которые только оттеняют его легендарность.