SKYRIM: сюжет без драмы?
Дорогие читатели, представляем вам очередное размышление Blistered Thumbs - на этот раз оно касается основного сюжета и основного игрового конфликта.
Да, главный квест Skyrim - отличный, и по ходу его выполнения нас ожидают необыкновенные приключения. Однако он словно "затеняет" все остальные события и конфликты в игре, практически полностью игнорируя то, что происходит в мире.
В очередной раз быть мировым героем? Все квестовые линейки приводят к одному: вы становитесь приключенцем в волшебном мире - а всё остальное либо неважно, либо неинтересно, либо не нужно в процессе выполнения предназначения. Сложно беспокоиться о персонажах вокруг, если вы - первая на всю округу машина для убийства.
Конечно, существуют и исключения. Многие гильдийные квесты предлагают вам напарника, который предположительно должен создавать ощущение, будто мы участвуем в групповой схватке, а не играем уже набившую оскомину роль человека, в одиночку воюющего с армиями.
[center]
[/center]
[center]
Мне нравится, что Bethesda старается широко задействовать компаньонов в геймплее
[/center]
Тем не менее, получается это не очень бодро, ибо во всей игре едва ли найдётся с десяток NPC, имеющих "прописанный" характер. По большей части они служат в качестве технических средств: предоставляют информацию, торгуют экипировкой, обучают за золото, иногда принимают участие в квестах. Для игрока они в итоге выступают преимущественно в роли "мяса", и это характерно для очень многих RPG.
Большинство NPC можно поделить на несколько типов - квестодатель, торговец, источник информации, тренер. Несмотря на факт, что в игре присутствует более 50 потенциальных компаньонов, все они (кроме Цицерона: увидите - поймёте!) в конечном итоге скучны и одноразовы, ибо сам стиль игры подразумевает это. Нет необходимости беспокоиться за их самочувствие, эта толпа все равно оказывается пустой и ненужной.
Теперь сравним эту ситуацию с особенностями Fallout: New Vegas - игры, разработанной Obsidian и изданной Bethesda. Компаньоны в New Vegas отличались прописанными характерами, были нужны для разных целей, имели связанные с ними квесты.
[center]
[/center]
[center]
В той вселенной компаньоны выступали, как законченные персонажи
[/center]
...добавлявшие свои личные истории в общий поток, да ещё и активно участвовали в бою, не мешая при этом игроку. Мы действительно заботились о них и беспокоились из-за их проблем; если они погибали в бою, мы могли даже расплакаться, потеряв друга. Кроме того, они активно комментировали происходящие события и лучше взаимодействовали с квестами и окружающим миром. Этого очень сильно не хватает в Skyrim.
Проблемы с персонажами хорошо видны на примере игрового конфликта между Империей и Братьями Бури. Как вы знаете, в игре имеются две фракции - группа повстанцев под руководством Ульфрика Буревестника, пытающаяся освободить нордов от власти Империи, и Имперская Армия, возглавляемая генералом Туллием, который стремится восстановить попранный порядок. Звучит вроде неплохо.
Различия между фракциями выплывают наружу почти мгновенно; вроде бы очевидно, кто является "тёмной стороной", а кто - "светлой". Вступительный ролик Skyrim, когда ваш пленённый герой под конвоем имперцев отправляется на казнь, как будто намекает: Братья Бури - хорошие парни!
И тут вы ошибётесь.
[center]
[/center]
[center]
Братья Бури явно обладают не самыми добрыми намерениями
[/center]
Их можно расценивать, как нордский вариант Талмора - организация не только хочет убить всех имперцев в Скайриме, но и изгнать с этих земель эльфов и магов. Да и лидер подобрался под стать фракции - он безжалостен к тем, кто сочувствует Империи, и желает достичь королевского трона любой ценой. Как вы думаете, почему он делает это? Конечно, из-за Талмора: ведь именно запрет на поклонение Талосу спровоцировал восстание, что добавляет в палитру Братьев Бури оттенок религиозного фанатизма.
Что до Туллия и имперцев - так они не лучше. Они пытаются держать население Скайрима в ежовых рукавицах, чтобы сохранить Skyrim, казнят без суда и следствия подозреваемых в связях с Братьями Бури, не стесняясь при этом сжигать деревни. Кроме того, они ничего не делают с рабством, что явно не красит их в глазах представителей некоторых рас (в частности, хаджитов и аргониан). Что иронично: генерал Туллий, как и Ульфрик, сам не рад присутствию Талмора и запрету на поклонение Талосу, но он - главнокомандующий имперских сил, у него есть приказы и задание.
Таким образом, вам предстоит выбрать между фанатичными нордами-ксенофобами и имперскими поработителями-убийцами. Логично было бы ожидать, что похожие настроения у руководства фракций должны предполагать третий вариант развития сюжета, своеобразный компромисс; в игре он реализуем только в ходе выполнения сюжетного квеста, если вы не примкнули ни к одной из этих организаций. Вот и всё - две фракции не собираются работать друг с другом ради общего блага, но из-за драконьей угрозы игроку предстоит лично выступать в роли дипломата.
Напомню, что весь этот нехитрый зачин предоставляется вам на блюдечке с голубой каёмочкой в течение первых пяти минут игры; но, что самое интересное, он вообще никак не связан с основным сюжетом - за исключением описанного чуть выше задания. Первое, о чём вы слышите в игре: нейтральная необязательная сюжетная линия. Другие игры, завязки которых также строятся на конфликте фракций (World of Warcraft, Dragon Age II, Fallout: New Vegas, куча других RPG), от такого обращения плачут кровавыми слезами.
Присмотримся к примерам поближе? В Нью-Вегасе было ясно, кто за что борется; ваше вмешательство никоим образом не зависело от вашей "избранности", вы были лишь случайным лицом, оказавшимся в гуще событий по вине чёртовой удачи. Dragon Age II идёт по тому же пути: конфликт между магами и храмовниками имеет большее влияние, поскольку он не является единственной частью главного сюжета, но при этом остаётся действительно значимым событием, в котором ваш персонаж и его компаньоны принимают участие. Более того, вы сами имеете влияние на его формирование, ибо сюжет длится более семи игровых лет! WoW, в конце концов, построен на принципе "игрок против игрока", поэтому "тёрки между фракциями" - это основа игрового процесса.
В Скайриме выбор фракции оказывается бессмысленным из-за схожести линий - когда одна побеждает другую, конфликт прекращается. У него нет никаких последствий, у организаций нет никаких внутренних противоречий. Эпическая битва за Виндхельм/Солитьюд заканчивается тем, что вас похлопают по плечу и дадут какой-нибудь мусор в награду. Выглядит это, как плевок в лицо событиям основного сюжета, ибо к убийству дракона Алдуина "Избранным" вся эта чехарда не имеет никакого отношения.
Возникает вопрос: зачем вообще присоединяться к какой бы то ни было фракции? Если копать глубже - почему Братья Бури берут в свои ряды эльфа или имперца без всяких лишних вопросов?
[center]
[/center]
[center]
Почему имперцы так легко доверяются норду, выступающему не на той стороне?
[/center]
Эффекту погружения в игру только вредит возможность делать с фракциями и титулами что угодно - хоть бутерброд. В Нью-Вегасе разработчики уловили, что для игры с фракциями необходима чётко проработанная система репутации. Skyrim же оказался шагом назад.
В этом, по-моему, и заключается одна из основных проблем Skyrim. Для меня, Драконорожденного, нет смысла беспокоиться о мире, кроме как об источнике новой силы или солидной награды. Я знаю, что многим игрокам этого достаточно: соревновательный дух для них заключается в исследовании огромных подземелий, битком набитых чудовищами - и это прекрасно! Однако в век, когда RPG во всём мире становятся глубже и сложнее благодаря задействованию актёров для озвучки, расширению игрового мира, разработке сюжетов с привлечением "актуальных проблем" вроде расизма, любви и секса, отсутствие драматизма в сюжете и конфликтах Skyrim не оставляет у меня чувства того, что я - истинный эпический герой.
Я не виню Skyrim: огромное количество подземелий с достойными внимания сокровищами привлекает многих игроков, и на них действительно стоит посмотреть. К сожалению, это лучшее, что есть в Skyrim,а ведь игра могла бы стать не просто демонстрацией нового движка и упрощённой механики.
Если вы фанат Skyrim и серии TES, то не огорчайтесь. Игра действительно хороша, и лично я планирую создать не меньше десятка персонажей, чтобы увидеть новый мир со всех сторон; тем не менее, из-за упущенных возможностей она не достигла того уровня совершенства, которого могла бы.
Blistered Thumbs, 28 Nov
Перевод подготовил ИгхарРэйвен