Бизнес-модель: обсуждение продолжается
То ли из-за отсутствия других новостей о The Elder Scrolls Online, то ли из-за того, что релиз медленно, но неуклонно приближается – бизнес-модель TESO всё чаще становится предметом обсуждения СМИ и игровой общественности.
В одной из последних публикаций мы поделились с вами информацией, которая почти наверняка исключает для TES Online вариант «чистой» F2P-модели. Но означает ли это, что игра будет распространяться только по подписке? Вот рассуждения игрового портала MMORPG на этот счёт.
Ни для кого не секрет, что сразу после релиза и первое время спустя у хорошо разрекламированных игр продажи держатся на очень высоком уровне. Вот простейший подсчёт: взяв за основу розничную цену игры в и стартовые продажи в миллион копий, мы получим... вернее, издатель и разработчик получат – миллионов чистой прибыли.
И это при условии, что я взял за основу миллион копий – не самые высокие показатели, характерные для не особо популярных игр. Но даже миллионов являются достаточно крупной суммой, чтобы просто так отказаться от нее в пользу F2P-модели, разве не так?
Не так. Можно и отказаться: ведь F2P на сегодняшний день является самым большим и самым быстро развивающимся сегментом MMO-рынка, а вот положение платных игр становится все более удручающим: их аудитория тает с каждым месяцем.
Они имеют сотни тысяч подписчиков... вот только от их уверенности ситуация в игровой индустрии не меняется. А тенденция такова: игры с подпиской стремительно уходят в тень, уступая место условно-бесплатной модели.
Говоря языком игрового бизнеса: если вы избрали для своего проекта систему ежемесячной оплаты – то, несмотря на возможно высокие стартовые продажи, получите лишь крошечный процент от потенциальной аудитории. Этот вариант подходит, только если вы собираетесь занять определенную нишу на игровом рынке, не претендуя на завоевание как можно большего числа подписчиков.
F2P сейчас – наиболее выигрышная модель для успешного ведения MMO-бизнеса. Частые и спонтанные микротранзакции с лихвой перекрывают те самые ежемесячной подписки, причем за сравнительно небольшой период.
Аудитория, ожидающая пришествия Свитков-Онлайн, и так велика – гораздо больше, чем у любой другой игры, ожидающей релиза в 2013 году – а с помощью волшебного слова "free" она станет еще больше. А те "преданные фанаты", что сейчас так яростно клянутся, что не притронутся к TESO, если она перейдет на F2P – сколькие из них устоят перед соблазном попробовать бесплатный Тамриэль? «Всего один раз», а? И Zenimax Online все это прекрасно понимает.
Впрочем, давайте вернемся к тому, с чего началась эта статья - к якобы отказу от многомиллионной выручки со стартовых продаж в пользу F2P. Ой ли? Вы же не думаете всерьез, что издатель вот так просто откажется от возможности выудить у игроков побольше банкнот из карманов?
Нет, мы не будем расписывать специфические особенности ценовой политики всех игровых компаний и то, как они получают прибыль с "бесплатных" проектов.
Cейчас монетизация MMO сильно изменилась. Премиум-аккаунты и сезонные распродажи приходят на смену старой модели ежемесячной подписки – и с каждым годом издатели придумывают все больше и больше способов продления наших виртуальных приключений посредством наших же кошельков.
На первый взгляд может показаться: отступив от устоявшихся норм, издатель рискует вылететь в трубу. Но, если задуматься, этот риск вполне оправдан – и восточный рынок онлайн-игр является неплохим тому подтверждением. Я склонен предполагать, что ребята из Zenimax Online осознают: соблюсти правильный баланс при подобном подходе очень тяжело. Однако в условиях развития современной MMO-индустрии консервативность в решениях влечёт за собой гораздо больше рисков остаться у разбитого корыта.
Потому позволю себе высказать такое предположение: а что, если бизнес-модель TES Online совместит в себе оба варианта – и подписку, и F2P? Да, я знаю, что одна модель вроде бы исключает другую – но так ли это на самом деле? Действительно ли подобный "симбиоз" не жизнеспособен – или он просто выглядит таковым?