Дж. Сойер: искусство и признание
Давешние споры, возникшие вокруг проблемы, имеет ли игрок право диктовать свои правила разработчику (как Творцу или Создателю), все никак не утихнут и остаются весьма и весьма любопытной темой. И оная тема давеча вновь всплыла на ресурсе GameBanshee. Просим к столу.
[center][/center]
Ведущий дизайнер и руководитель проекта Fallout: New Vegas Дж. Е. Сойер потратил немного времени и написал в блог на тему "искусство и признание", который хоть и выбивается из нашего обычного поля зрения, определенно несет в себе интересный взгляд, особенно в свете недавних противоречивых событий. Небольшая выдержка:
Мы часто используем понятие искусства и авторитет творца (автора, режиссера, художника и т.п.) в качестве абстрактоного щита, оправдывающего наши шаги, предпринятые впротивовес желаниям сообщества. Мы делаем выбор – народ возмущается – мы разводим руками и отмазываемся: «Звиняйте, искусство!» Это непродуктивная мера защиты. Абсурдный, закрывающий дискуссию квазиаргумент. И его представляют стеной, непреодолимой для критики. И то верно: ну как на это ответить критику?
Вот не нравится кому-то, как вы изобразили персонажа. Или как вы закончили историю. А кому-то не нравятся ракурсы камеры. "Искусство" как мера обороны – не отказ от критики, а пустопорожнее е отрицание. Этот подход не поощряет диалога, не расширяет внутренние горизонты, и (обычно) никоим образом не умаляет недовольство сообщества. А в худшем случае такой ход вообще может раздуть бредовые споры о природе искусства. В таких спорах обычно нет победителя, а сама дискуссия уходит настолько далеко от первоначального повода для критики, что никогда туда уже не вернется.
Когда я вижу такое, я задаюсь вопросом: а так ли должны взаимодействовать автор и его аудитория? Сомневаюсь. Я полагаю, как автор, так и сообщество не только заслуживают право на честную оценку принятых решений, но и получают от этого выгоду. Хватит мусолить «искусство». Прекратите трепаться об «авторском праве». Как нытье может продвинуть обсуждение проделанной работы? Ведь все сводится к вопросам, возникающим из-за нашей работы, сделанным выборам, нашим взаимоотношениям (или их отсутствию) с аудиторией.
И, в конечном итоге, наши же работы и отвечают на эти вопросы. Косвенно – то, что мы выдаем в конечном итоге как продукт нашей работы и есть сумма наших ценностей. Все последующее – продажи, рецензии, споры, переделки и перевыпуски – следует расценивать лишь как инструмент, позволяющий укрепить или перенастроить эти ценности для дальнейшего рабочего процесса. И если автор не собирается забросить свое дело по окончании следующего проекта, этот процесс становится делом всей жизни.
Game Banshee, 19.07.12
А теперь, любезный наш читатель, мы приглашаем тебя к степенному обсуждению сей занимательной философской дилеммы, свой взгляд на которую предложил нам г-н Сойер, здесь, в разделе для комментариев.