Dark Messiah vs Skyrim и Dishonored
Недавно мне выпала честь пройти Dishonored, последнюю игру от Arkane Studios. Этих разработчиков я очень ценю за Arx Fatalis и Dark Messiah: Might And Magic - игру, которой как раз и посвящена эта статья.
Dishonored выпустила Bethesda Softworks - знаменитый издатель Skyrim. Кроме общего издателя, Skyrim и Dishonored объединяет кое-что ещё, а именно - молчаливый протагонист (я не беру в расчёт странные ворчания, издаваемые в Dishonored, и драконьи крики в Skyrim); кроме того, в обеих играх ГГ управляют в режиме от 1-го лица. Справедливости ради стоит признать, что в Skyrim, по крайней мере, вы могли переключиться на вид от 3-го лица, но использовал ли кто-либо этот жуткий режим - и если да, то как?
С серией The Elder Scrolls я познакомился поздно: Oblivion купил спустя несколько лет после его выхода, а потом пробовал Morrowind и Daggerfall, но безуспешно - из-за их графики я так и не смог получить от них никакого удовольствия (хм... и это говорит человек, который решил вернуться на несколько лет назад и поиграть в Beneath a Steel Sky, Fallout и Half-Life - только ради того, чтобы оправдать их присутствие на компьютере! Но я отклонился от темы.).
Dark Messiah: Might And Magic - игра от Arkane Studios на Valve'овском движке Source. Если я не ошибаюсь, она была первой игрой не от Valve, разработанной на Source - именно поэтому я очень ожидал её релиза, который состоялся в 2006 году. Dark Messiah никоим образом не была лучшей игрой всех времён: немой протагонист - он, к тому же, оказался избранным - и надуманный сюжет с предсказуемыми поворотами и "деревянными" персонажами. Там даже оказалась обнажённая женщина-демон (серьёзно!) - думаю, чисто ради лулзов.
Оценки обозревателей оказались довольно низкими; отношение критиков к игре было, в лучшем случае, индифферентным. Но все, кто хоть как-то упоминал Dark Messiah, сходились в одном: разработчикам прекрасно удались сражения от 1-го лица.
Пожалуйста, посмотрите это видео: умоляю! Узрите сами всю суть Dark Messiah, если вы в него не играли. Я считаю эту игру чрезвычайно недооцененным жизненным опытом, который незаслуженно проигноривали, оттолкнули, отвергли из-за отсутствия хорошего сюжета. Но у Dark Messiah было несомненное преимущество, на которое и Dishonored, и Skyrim стоило бы обратить внимание.
[youtube]F8bDlrV7yrI[/youtube]Might And Magic предложила игрокам надлежащую и качественную систему сражений от первого лица с мечами, щитами, кинжалами, луками и стрелами. Она обладала очень плавной и рабочей системой, не имеющей ничего общего с той неуклюжей долбёжкой по клавишам, которая требовалась в Oblivion. Это был бесподобный и уникальный опыт. На полном серьёзе: вы не сможете до конца осознать, насколько хороши в Dark Messiah сражения от 1-го лица, пока не поиграете в неё сами или, в крайнем случае, не посмотрите видео.
Очень жаль, что истинного сиквела к Dark Messiah не будет: ведь правами на Might And Mаgic обладает Ubisoft, а Аrkane Studios теперь работают с Bethesda... Кстати, именно это обстоятельство приводит в замешательство. Dishonored был разработан студией Arkane, а Skyrim - детище Bethesd'ы. Так неужели нельзя было сказать: "Эй, ребята: вы разрабатывали ту, другую игру, с классными сражениями... Не могли бы вы нам помочь?"
Бои в Dishonored в одних случаях были хороши, а в других - неуклюжие и неловкие. Насколько же досаждали моменты, когда я случайно выбирал не ту способность, а потом думал: почему время не замедлилось? Почему я внезапно оказался в каком-то другом месте? Да и Skyrim в этом отношении не лучше (хотя и значительно удачнее Oblivion'а): если я не убивал врагов с одного удара, я либо пятился назад с луком, либо яростно долбил кнопки-курки моего джойстика.
Недавно я снова вернулся в Skyrim, в котором провёл 150 часов, сохранившись более 600 раз и прокачавшись до 51-го уровня: вернулся, чтобы опробовать новое DLC и голосовую поддержку Kinect (о боже, это просто восхитительно: говорить экрану "Fus Ro Dah" и видеть, как твой персонаж выполняет соответствующее действие!).
Так вот: после игры в Dishonored всего лишь пару недель назад сражения в Skyrim ощущались немного неуклюжими и слишком изощрёнными. Для меня Skyrim стал другим - но произошло это не только из-за безусловного превосходства Dishonored, а ещё и из-за просмотра того самого видео, напомнившего мне, какой бывает боевая система.
Почему Arkane не добился такого же уровня совершенства в Dishonored - ведь он объективно куда лучше? Я имею в виду: лучший сюжет, лучшая графика... так почему же не удалось сделать лучшую или хотя бы такую же боевую систему? Единственное возможное объяснение - что причиной всему стала ориентация на стелс. Но даже если так, почему стелс так мало фигурирует в демонстрационных роликах? А главное: я использовал скрытность и в Dark Messiah, и скажу без обиняков: там стелс был лучше!
Мне было бы интересно узнать мнение людей, которые играли во все эти игры - или хотя бы посмотрели видео, учитывая год выхода игры. Играть в игру со слабоватой боевкой очень утомительно, особенно когда ты знаешь, что ее разработчик способен на большее. Кажется, теперь я лучше понимаю, почему люди так критикуют Bioware за то, что те как будто сделали шаг назад в Dragon Age 2 - хотя, по крайней мере, они улучшили боевую систему. Arkane, Bethesda, в чём дело?
По материалам eGamer.co, 14 Jan
Работа с иллюстрациями - St.Georg