Вредит ли играм привязанность к франчайзам?
От редакции: Сегодня мы предоставляем вашему вниманию небольшую статью западного обзорщика Эндрю Оттона, взявшегося рассматривать такую проблему игростроя, как франчайзинг. Все мы любим игры с громкими именами и с волнением следим за новостями, в которых хоть вскользь упоминается что-нибудь о следующей части любимого тайтла. Что ж, самое время немного пофилософствовать и попытаться определиться, хорошо это или плохо.
Когда мы говорим "франчайз", на ум приходят Call of Duty, Assassin's Creed, The Elder Scrolls, Civilization и многое другое. Разработчики и издатели часто стремятся дать новым играм имена, ставшие "громкими" задолго до релиза выходящего продукта. Вредит ли это самобытности и оригинальности игр?
Я не уверен, можно ли сказать твёрдое "да" или "нет" политике франчайзинга в игровом коммьюнити. Всё зависит от конкретных тайтлов.
Хороший
Существует несколько франчайзов, каждая часть которых вносит что-то новое и сохраняет оригинальность. Хорошим примером послужит Assassin's Creed. Многие со мной не согласятся и скажут: "Постойте! Эта игра не менялась на протяжении уже четырёх частей, разве нет?"
Нет. Качественный скачок между первой и второй частями получился воистину огромный. AC1 отличал повторяющийся геймплей и отсутствие разнообразия; тем не менее, тогда игры такого стиля были в новинку. AC2 внёс очень много изменений в геймплей и игровую механику. Изменилась и боевая система - в AC2 появился второй клинок убийцы, пистолет, яды и другие виды вооружения.
[center][/center]
Brotherhood ввёл в игру понятия "укрытие" и "рекрутирование", добавил возможность изучать мир, современный Дезмонду, ещё раз изменил боевую систему и ограничил пространство для исследования одним городом - Римом. Все эти аспекты заметно изменили геймплей.
Единственный раз, когда тайтл проявил себя неудачно, случился в Revelations, когда в игру не было внесено ничего нового. В боевую систему оказались введены лишь клинок-крюк и бомбы. Тем не менее, взрывчатка вам не пригодится - в игре не существует моментов, когда она была бы жизненно необходима. С клинком-крюком удобно забираться на стены, но на этом его полезность заканчивается. Режим Tower Defence оказался слишком медленным по сравнению с остальной игрой, исповедующей необходимость быстрого принятия решений.
Тем не менее, каждая игра серии Assassin's Creed справляется со своей задачей; новые особенности геймплея и глобальные обновления игрового процесса с каждой частью добавляют франчайзу оригинальности и свежести.
Плохой
Здесь мы упомянем два тайтла - The Elder Scrolls и Call of Duty. Да, Skyrim прекрасен, но в глобальном смысле игровой процесс последних частей не претерпел изменений. Боевая система, хоть и менявшаяся, в целом оставалась блеклой и недоработанной.
Да, в игре появились драконьи крики, но они не оказались "ключом" к бою. Можете пользовать, можете не пользовать - все равно у них слишком долгий кулдаун, и вряд ли вы примените больше одного за поединок.
Даже стиль путешествий остался тем же самым. Единственные заметные различия с предшественницами - это сеттинг и сюжет, которых недостаточно, чтобы покрыть мертвый мир или испорченный геймплей.
[center][/center]
Что касается Call of Duty... Этот тайтл совершенно не годится для франчайза по ряду причин. Во-первых, игры серии заполонили рынок ежегодными релизами, и потребители должны быть сыты ими по горло. Да, Assassin's Creed выходит похожим образом, но там, по крайней мере, каждый год добавляется что-то новое.
Во-вторых, геймплей со времён Modern Warfare совершенно не изменился. "Один-человек-армия", "беги-стреляй". Да, в каждой игре есть "новые" карты, перки, виды оружия и тому подобное. Тем не менее, пушки кажутся совершенно одинаковыми, цели - те же самые, а одних карт недостаточно, чтобы считать свежий релиз новой игрой. Механика во всех частях не менялась абсолютно.
Даже графика со времён MW1 не сильно изменилась - MW3 выглядит почти так же.
Оба франчайза нельзя назвать инновационными, оригинальными или креативными. Что ж, по крайней мере, в Skyrim и Oblivion много нового контента, с которым интересно ковыряться.
Подведём небольшой итог.
Если политика франчайзинга проводится должным образом, вы вряд ли вспомните о существовании многих тысяч игр с менее громким именем. Если франчайз дошёл до состояния, когда в игры не вносится ничего нового, а разработка стоит на одной точке, то игровой студии есть над чем задуматься. Если они думают, что выжали из имени всё, что можно, то самое время двигаться дальше.
Хорошие франчайзы - это неплохо, ведь они позволяют людям практически всегда с уверенностью брать хорошую игру, если потребители не слишком интересуются релизами на процессе разработки.
Плохим франчайзам следует менять тайтлы; в конце концов, ничто не мешает разработчикам создать отличную standalone-игру. Может, она и не будет в полной мере отличной, но, во всяком случае, она будет другой.