Архив Хранителя мудрости: Археология и расы Тамриэля
Лор-мастера FullRest-a подготовили очередной перевод порции знаний из Архива Хранителя Мудрости. Леди Кларисса Лоран, известный начинающий археолог, великодушно согласилась дать ответы на вопросы о древних культурах Тамриэля.
Существует множество методов археологических исследований, и если вы ранее встречали леди Клариссу Лоран, то наверняка сталкивались с одним из наиболее необычных. Хотя мнения о её подходе разнятся, она накопила немалый багаж знаний о древних культурах и жаждет им поделиться. У Стиббонса, её скромного, но вездесущего слуги, тоже будет шанс вставить пару ремарок.
Прошлая публикация была повещена Хаскиллу, который рассказал о некоторых деталях его жизни у Безумного Бога. Подробней с этим выпуском можно ознакомиться тут.
«Экспедиция в Салас Эн»
Есть некая странность в том, что эльфийские руины на берегу Хаммерфелла у мыса Шира, известные как Салас Эн, никогда не были должным образом исследованы или изучены. Вероятнее всего, причиной стало преувеличенно почтительное отношение суеверного местного населения к захоронениям мертвецов, пусть даже из других народов. Я не стану обвинять редгардов Алик’ра в малодушии, но всё же, необходимость везти с собой собственную бригаду из Хай Рока через весь залив — это уже чересчур.
Как бы то ни было, мы уже в пути и сделаем всё как положено. Немногое известно о Салас Эне, но даже это потрясает воображение, так как за последние три эры здесь обитало множество народов. На поверхности — это означает самые свежие захоронения, разумеется, — редгардские реликвии, датируемые Первой Эрой, когда Салас Эн занимали Венценосцы поздней Ра Гады (Волны Воинов). Эти редгарды (колонисты с острова Йатт потерянной Йокуды), по-видимому, вытеснили эльфов, населявших это место. Судя по всему, выходцы с Йатта занимали Салас Эн вплоть до середины XXIII века, а после покинули его, что совпадает по времени с ужасами Трассианской чумы.
Эльфы, вытесненные редгардами Йатта, были, согласно преданию, сравнительно недавними альтмерами-колонистами из Клана Корелания, которые, как говорят, были даэдропоклонниками (что прекрасно сходится с их уходом из Саммерсета на суровые берега Хаммерфелла). Похоже на то, что они их прибытие датируется шестым веком Первой Эры, когда они заселяли и расширяли строения, изначально созданные айлеидами. Босмерские реликвии смешиваются здесь с классическими альтмерскими эпохи расцвета. Это наводит на мысли либо об участии Клана Корелания в береговой торговле лесных эльфов, переживавшей тогда исторический пик, либо об использовании Салас Эна босмерскими торговцами как стоянки ещё до прибытия кореланийцев.
Ниже этих альтмерских уровней (подчеркну, всё ещё обладающих меньшими следами износа, нежели многие из строений, добавленных позднее) находится первоначальная айлеидская кладка, гордо указующая в небеса, несмотря на прошедшие тысячелетия. Эльфы-айлеиды, воздвигшие Салас Эн, остались неизвестными истории, и нахождение информации о них и было главной причиной создания экспедиции. Участие опытной и тщательно отобранной команды землекопов даёт мне полную уверенность в том, что мы убедим камни Салас Эна раскрыть свои секреты.
Леди Кларисса Лоран отвечает на ваши вопросы:
Вопрос:
Я хотел бы спросить леди об отторжении, гонениям и исчезновении минотавров. Кое-кто считает минотавров потомками святой Алессии и Морихауса, сына Кин. Согласно старым басням, второй император, Белхарза Человек-Бык, был первым минотавром и их сыном. Имперцы Первой Эры, по-видимому, рассматривали минотавров как родичей и сосуществовали с ними вполне мирным образом. Но, читая более современные документы, я вижу повторяемые описания минотавров как «дикарей» и «кровожадных тварей», особенно в имперских источниках. Почему к началу Второй Эры растворилось уважительное отношения к минотаврам и почему сами они полностью исчезли из Сиродиила? — Эйс Вуур Страж, отступник и учёный по контракту.
Леди Кларисса Лоран говорит:
Для ответа на этот вопрос нам следует заглянуть в начало и середину Первой Эры, когда Алессианский Орден обладал всей властью в Империи Сиродиил. Хотя письменные свидетельства тех времён очень разрозненны, одно ясно: ненависть алессианцев к нелюдским расам не ограничивалась одними лишь эльфами. Минотавры, из-за своего роста и силы бывшие вечной мишенью для подозрений и страхов, были переклассифицированы алессианцами как «чудовища» и отнесены к существам вроде огров и троллей. Они были оттеснены в холмы и леса, и вся их существовавшая ранее культура была утеряна.
Тем не менее, они не были полностью стёрты с лица Нирна, и до сих пор ходят слухи о минотаврах, замеченных в глухих лесах и холмах Коловианского нагорья и Золотого берега. Мне бы самой хотелось убедиться в этом после того, как я совершу запланированную экспедицию в Ротгарианские горы! Путешествие на Золотой берег с недавних пор затруднено чаяниями так называемой Пиратской королевы Анвила, но я предполагаю, что в течение следующего года мы можем получить шанс возобновить визиты в города Анвил и Кватч. Я поручу Стиббонсу дать распоряжения, как только это станет возможным.
Вопрос:
Приветствую. Меня зовут Хундориан. Мои чешуи согреты благодаря возможности написать вам, леди Кларисса Лоран. Я бы хотел узнать побольше о той лисоподобной расе, называемой лилмотиитами. Правда ли то, что они могли быть уничтожены Кнахатенским гриппом? Моё племя ведёт кочевой образ жизни, и я слышал, что лилмотииты могли вести такой же. Скажите, есть ли среди всего этого доля истины или же всё это просто мифы и слухи? Надеюсь, моё письмо дойдёт до вас в целости, и вы сможете ответить. Кстати, я приложил к письму мешочек грязи. Можете делать с ней что угодно, но пользуйтесь ей мудро. Да укажет грязь путь вам, леди Кларисса Лоран. — Хундориан, Властелин Грязи.
Приветствую, леди Кларисса. В своих изысканиях я наткнулся на несколько упоминаний вымерших лилмотиитов, кочевой народ лисоподобных людей из Чернотопья. Говорят, что они были как-то связаны с хаджитами, хотя я сомневаюсь, что это так (хотя некоторые знакомые хаджиты утверждали, что «лилмотиит» переводится с та’агры как «житель Лилмота», что подразумевает применение того же или схожего языка — если только это не просто данное кем-то название, вроде того, как нас, альтмеров, называют «высокими эльфами»). Я не смог найти иной информации о них, за исключением факта, что это они основали город Блэкроуз. Знаете ли вы что-либо ещё об этой загадочной расе?
Благодарю вас,
Аларра — советник Объединения Исследователей в Научных Поисках.
Леди Кларисса Лоран говорит:
Ах, почившие, оплакиваемые и ныне потерянные лилмотииты! Согласно всем источникам, вся раса пала жертвой ужасного Кнахатенского гриппа, и никогда нам больше не говорить с кем-то живым из лисьего народа. Тем не менее, нас может утешить тот факт, что они, несомненно, оставили после себя покинутые и нетронутые поселения, и посему мы можем вернуть лилмотиитов к жизни с помощью науки археологии! Конечно, они жили с отдалённой и противоположной Хай Року стороны Тамриэля, поэтому они почти неизвестны нам, бретонским учёным, но я собираюсь лично исправить это упущение! После посещения Золотого берена я надеюсь морем добраться до Лейавина, а затем по суше отправиться в Муркмайр в Чернотопье. Посмотрим, что мы сможем там найти!
Вопрос:
Дорогая леди Лоран,
Я крайне рад возможности пообщаться со столь умудрённой в исторических и археологических науках особой. Изучив ваш карьерный путь, должен отметить ваш преисполненный энтузиазма и дотошности подход к делам и народам старины глубокой, которому могут позавидовать ваши более «профессиональные» и «наученные» коллеги. Пишу вам в надежде, что вы прольёте свет истины на наших загадочных предков: недов. Многие учёные мужи Вэйреста способны длительно обсуждать двемерские достижения и айлеидские волшебства, но немногих заботит история и культура наших собственных предков. Мои нордские коллеги настаивают на том, что неды — ничто иное, как нордские племена, порабощённые эльфами; имперцы заявляют, что неды происходят из Атморы, но от других народов. Некоторые же уверяют, что неды были первыми коренными жителями Тамриэля, не имеющие отношения к атморцам. Каковы, на ваш просвещённый взгляд, происхождение и прародина недических народов? Считаете ли вы, что они атморцы либо что-то совершенно иное? С подобной перспективы, есть ли значительная разница меж недами, населявшими разные провинции, например, между прото-бретонцами и прото-киродиильцами? И, наконец, знаете ли вы, каковы свойственные недам виды магии и ритуалов, и как они связаны с их культурой? Всей душой надеюсь, что вы способны озарить светом знаний наиболее таинственных и недооценённых из всех предков, дорогая леди.
Искренне ваш,
Старший зачарователь Этьен Дюмон из Гильдии Магов Вэйреста.Леди Лоран,
Как учёный многих наук, я хотел бы спросить об одной из наименее изученных тем археологии. Этот вопрос, который весьма слабо изучен как мной, так и многими другими, касается ранних человеческих культур Тамриэля — недов и их современников. Что вы знаете о народах наподобие кепту, «людей кет», орма, йерпест, хорвалли, аль-харед, аль-гема и так далее? Боюсь, что при отсутствии письменных источников у этих племён единственными сведениями, доступными для изучения, являются достаточно редкие обрывки за авторством айлеидов и им подобных, писавших зачастую с перспективы поработителей, с явным безразличием к культуре покорённых. Заранее премного благодарен за любую предоставленную информацию. — Кверулус Преко
Леди Кларисса Лоран говорит:
Хоть мой опыт знакомства с поселениями недов ограничивается лишь несколькими местами раскопок, я всё же до смешного сведуща в этой теме. Это значит, что я прочитала с полдюжины книг, в которых глубоко рассматривается этот предмет, все из которых противоречат друг другу. Тем не менее, это обязывает меня, как гордого начинающего учёного с аристократическими корнями, высказать собственное мнение. Это мнение таково: расплывчатое понятие «неды» применяется настолько широко к людям Меретической Эры, что почти ни о чём не говорит. Мне кажется неопровержимым, что все человеческие племена северного Тамриэля (до Ра Гады, конечно же) берут начало в мифической Атморе, но приплывали сюда из разных её частей, в разные времена и с промежутками в много человеческих жизней. Каждое племя привозило с собой свою собственную культуру, и все эти культуры ещё сильнее смешивались и перемешивались уже после их прибытия в Тамриэль. Когда дорогой Эмерик уладит этот нелепый конфликт в Киродииле, я надеюсь получить возможность самолично обследовать несколько кептуанских и перенских площадок, которые я отметила на своей карте, и после этого написать монографию, могущую дать хоть немного столь желанных ответов на эти загадки.
Вопрос:
Тепло приветствую леди Клариссу Лоран. Путешествуя по Валенвуду, я затруднился найти и выследить хоть какое-либо свидетельство присутствия имга или их поселения, несмотря на тот факт, что они, насколько я знаю, всё ещё существуют. Поиски представителей этой расы также показали свою тщетность. Так вот, я посещал некоторые районы Чернотопья и видел останки котрингских деревень, а кочевые лилмотииты вряд ли сильно умели в поселения, так что отсутствие артефактов из их культур для меня не стало проблемой. Но имга должны быть где-то тут, должны делать или применять инструменты. Почему от них не осталось и следа?
И ещё — один мой соотечественник недавно взял задание на поиск украденной акавирской погребальной маски (учитывая её предполагаемый возраст, я предполагаю, что она была создана скорее цаэсками, чем камалями), ненароком дав мне понять, что в Акавире есть (или, по крайней мере, была) традиция использования погребальных масок. Не знаете ли вы, связана ли эта традиция с масками скайримских драконьих жрецов? — Рохаис Ауридонский.
Леди Кларисса Лоран говорит:
Кажется, Цирантилль с Саммерсета что-то писала относительно имга, высказав мнение, что имга ушли «посетить Фалинести» до тех пор, пока вся эта чушь со Слиянием Планов и Войной Альянсов не закончится насовсем. Не то, чтобы вам стоило верить всему, что говорит Цирантилль, разумеется.
Что же касается акавирских погребальных масок, это звучит весьма потрясающе, но я, к сожалению, немногое знаю о наших далёких восточных соседях из Акавира. Возможно, леди Циннабар что-нибудь знает, или, возможно, Дивайт Фир? Стиббонс, ты доставишь им письмо.
Вопрос:
Изучив некоторое количество древних йокуданских руин, я до сих пор поражаюсь загадкам, окружающим этот народ. Пытаясь найти среди всего доступного материала хоть какие-то намёки, касающиеся природы Хождения, я нашёл несколько таблиц, упоминающих змей и змеиную кожу. Поскольку созвездие Змея ощутимо влияло на йокуданскую историю, мне стало интересно, не попадались ли вам какие-нибудь интересные находки, касающиеся Хождения, и не замечали ли вы связи между Змеем и Ходьбой? В моём понимании Хождение включает некую форму транслиминального прохода, и моя теория такова, что не-звёзды Змея играют в этом какую-то роль, поскольку не-звёзды сами, похоже, путешествуют под «странными» углами, как и те, кто Ходили первыми. Ваш опыт может быть неоценимым в моих исследованиях, и, возможно, мы могли бы написать манускрипт в соавторстве? — Кореллон Менетьери.
Леди Кларисса Лоран говорит:
Знаете ли, хотя редгарды кажутся сдержанными и важными, если вы выражаете учтивый интерес к их неотёсанной цивилизации, то зачастую этого достаточно, чтобы они стали довольно разговорчивыми. В частности, я заметила подобное с юной поэтессой по имени Азадайя, которую я встретила в Сатакалааме. Она рассказала мне, что современная традиция Хождения, некий ритуал посвящения для редгардской молодёжи, основывается на древней йокуданской легенде о Подвигах Героя, в которой великая воительница Эры Рассвета путешествует по созвездиям, у каждого из них встречаясь с испытаниями. Боюсь, что её имя уже ускользнуло из моей памяти, но история этой героини, пожалуй, может рассматриваться как подтверждение вашей (во всех других отношениях довольно экстравагантной) гипотезы.
Вопрос:
Прославленной леди Лоран из Даггерфолла, от коллеги по поискам затерянных сокровищ и забытых знаний.
Надеюсь, что это письмо доберётся до вас, хотя как знать, учитывая, что у посыльных в землях Ковенанта имеется ужасная привычка забывать о доставке сообщений.В любом случае, я пишу, чтобы узнать, попадались ли вам в ваших многочисленных странствиях упоминания о древних фалмерах, или снежных эльфах, из Скайрима. Как вам скажет любой изучающий древнюю историю или любой уважающий себя норд, снежные эльфы жили в Тамриэле задолго до того, как наши предки совершили путешествие из Атморы старых дней. Повидав величественные руины и магические остатки гордых айлеидов, разбросанные по всему Тамриэлю, можно предположить, что их северные родственники из Скайрима отличались такой же продвинутой культурой и развитыми волшебными науками. Я, будучи магом и учёным Скайрима, прочёсывал книги и биографии в поисках любых намёков на судьбу фалмеров и любых руин или артефактов, оставшихся от их народа. Только представьте себе, какой прорыв в искусстве заклинаний нас ждёт! (Не говоря уже о богатстве и славе, ожидающих того, кто сможет раскрыть секреты забытых снежных эльфов.) Если у вас есть какие-либо зацепки, могущие помочь в моих поисках, прошу, напишите мне тотчас! (Но, повторюсь, я строго рекомендую не пользоваться какими бы то ни было местными службами доставки почты.)
Я обязательно упомяну ваш вклад в моей следующей книге, если мои поиски принесут плоды.
С уважением и ожиданием,
Асготр Серый Ветер, маг из Винтерхолда.
Леди Кларисса Лоран говорит:
Материальные свидетельства существования давно забытых снежных эльфов действительно весьма редки и служат немым напоминанием того, как основательно эта раса и всё созданное ей уничтожались вашими предками, маг из Винтерхолда. По крайней мере, у наших бретонских дворян хватило великодушия позволить угнетателям из клана Диренни убраться на их островок в заливе Илиак. Но вы правы, обнаружение подлинных фалмерских реликвий или руин может сделать карьеру любому учёному. В моём путешествии в Ротгарианские горы я собираюсь проверить любую зацепку, которая может найтись у наших новых союзников-орков, способную привести к старым местам жительства снежным эльфам, хотя я не очень оптимистична.
Вопрос:
Леди Лоран, надеюсь, что вы со Стиббонсом благополучно добрались из Пустого города. Должно быть, сейчас очень увлекательно быть археологом, учитывая количество открытий, совершаемых этими предположительно бессмертными искателями приключений, которые при других обстоятельствах могли бы никогда не вернуться со своими рассказами. Я надеялся, что вы можете поделиться своими знаниями о происхождении двух из этих удивительных открытий.
Классическая история Империи славится излишним приукрашением того, как разнообразные города айлеидов распускались как цветы вне Хартленда вслед за падением Бело-Золотой Башни, но даже самые ярые сторонники возрождения айлеидов признают, что дикие эльфы никогда не расширяли свои границы дальше гор Джералл. И тем не менее, несмотря на тысячелетия фалмерского и нордского правления в Скайриме, руины айлеидского форпоста, похоже, были недавно найдены под разрушенным фортом Гринволл в центре Рифта. Как нам относиться к этому открытию в контексте истории этого региона?
Мой второй вопрос касается позорного прибежища преступников под улицами Белкарта. Я уверен, что такая леди как вы никогда не имели дел в подобном месте, но каменная кладка в этом прибежище носит признаки выдающегося недийского мастерства. Недавно обнаруженное недийское поселение, известное как Пристанище Рейнхольда и разрушенное ещё до того, как первый йокуданец ступил на землю Тамриэля, также расположено под Белкартом. Могут ли они быть частью одного большого и нетронутого комплекса? — Леголесс, декан Объединения Исследователей в Научных Поисках.
Леди Кларисса Лоран говорит:
Я не имела возможности лично исследовать недийские реликвии Краглорна, но если подобные руины находятся близко друг от друга под Белкартом, интуиция говорит, что это не может быть совпадением. Если бы там была я, то тут же отправила бы Стиббонса на поиски взаимосвязи между ними. Но, боюсь, что на обнаружение целого и нетронутого комплекса надеяться не приходится.
Айлеидские руины в Скайриме? Быть того не может. В моей копии «Подземелий Истмарка» за авторством Хрерма Строителя Домов указано, что сооружения под фортом Гринволл целиком нордские по происхождению. Да и потом, эльфийские руины в этом районе могли бы быть только фалмерскими. Разве что… разве что этот злокрыс Хрерм нашёл потерянное местечко снежных эльфов, которым не поделился со всеми нами. Очень похоже на него! Стиббонс, возьми письмо.
Вопрос:
Стиббонс, друг мой, я вижу, как вы выносите тяготы странствий и таскаете багаж, повсюду следуя за леди Лоран. Как так вышло, что вы стали её работником? И, только между нами, вы не думали работать на кого-нибудь другого? — Алена Драко, главный паладин и матриарх Дома Драко.
Стиббонс говорит:
Я считаю редкой возможностью для кого-то моего положения служить дворянке вроде леди Лоран верой и правдой, чем только могу, и неважно в какой роли. У меня нет образования учёного, но в качестве слуги Её Светлости я, тем не менее, способен помочь продвижению бретонской науки — и это, в конце концов, важная задача. Пока я помогаю науке, неудобства вроде ужасных древних проклятий, окаменения, пыток даэдрами — всего лишь… гхм, сэр, а где это новое трудоустройство будет проходить? Гипотетически говоря, разумеется.