Интервью с плагиностроителем: R-Zero
Начнём с банальностей: как Вы узнали о TES3: Morrowind и что сподвигнуло Вас стать плагиностроителем?
О Morrowind я узнал достаточно давно, ещё будучи зелёным школьником и ещё даже не имея ПК — не скажу точно, какой это был год, но что-то около 2004. Впервые я увидел эту игру будучи в гостях у друга-одноклассника, с ним же вместе впервые и поиграл и Morrowind мне как-то сразу очень понравился. Как только у меня появился свой компьютер, я попросил этого друга сделать мне копию диска, и всё, собственно говоря, завертелось — игра стала мне дороже всего на свете, и я каждый день после школы бежал скорее домой, чтобы пройти очередной квест, зачистить очередную пещеру и всё в таком духе.
Что сподвигнуло стать плагиностроителем — честно, не могу однозначно ответить. Изначально плагины я делал исключительно для себя, при этом чаще правил чужие под свой вкус и для себя же немножко переводил с английского, если локализации не имелось. Плагины на релиз я начал создавать совсем недавно — минувшей осенью, после продолжавшегося несколько лет перерыва, в течение которого Morrowind у меня даже и установлен не был. Не знаю, что меня на это толкнуло — наверное просто «созрел».
Большинство Ваших работ — реплейсеры, ретекстуры, исправления и обновление бестиария. Был ли у Вас опыт в создании локаций и/или квестов?
Кажется был, но не думаю, что особо удачный — я даже толком и вспомнить не могу, что же я там делал. Плагинов вида «Мой Дом в Балморе», с которых многие начинали знакомство с КС, у меня не было — я всегда как-то обходился стандартными игровыми помещениями или уже готовыми из плагинов других авторов. Единственный запомнившийся мне квест собственного авторства был очень примитивным, и, кажется, вообще первым моим плагином — «Привет, мы тут в Сейда Нине Забвение изучаем, призови-ка кинжал и дай мне.» Всё.
В целом, не считаю ни писательство, ни дизайн интерьеров/экстерьеров своими сколько-либо сильными сторонами, да и вообще эти занятия меня не сильно привлекают.
Какими инструментами плагиностроения, помимо Construction Set, Вы пользуетесь?
Для создания моделей — преимущественно NifScope, самый привычный мне инструмент, лёгкий в освоении и наиболее подходящий именно для Морровинда. Для некоторых вещей, с которыми NifScope не справляется, например, изменение формы моделей, разрезание/склеивание отдельных шейпов — использую Blender. Для текстур — старый добрый Photoshop, куда же без него. Ну и, конечно же, вспомогательные программы для моддинга конкретно Морровинда — TES Advanced Mod Editor, TESTool, TES Dependency Tool Kit.
А откуда берёте вдохновение для своих работ?
Из многих источников. Главным образом сам Morrowind и другие игры серии — игровой процесс, диалоги, книги, официальный концепт-арт, любительский арт, разглядывание моделей/текстур… Также фентези-игры вообще — Dungeons and Dragons, Final Fantasy и пр. Но это в основном касается тех плагинов, что сейчас ещё в разработке, идеи для уже выпущенных появились как-то спонтанно, в процессе игры или её обсуждения в интернете.
Какие части TES, помимо Morrowind, знакомы вам непосредственно?
Более поздние части — Oblivion с его официальными дополнениями и Skyrim. Oblivion, хоть я и считаю его довольно слабой частью серии, подарил нам прекрасные Дрожащие Острова, проходя квесты которых я получил много удовольствия. Skyrim же, будучи в целом игрой большего калибра, мне наскучил относительно быстро, пропав с жёсткого диска ещё даже до появления DLC, и даже выход Dragonborn с его вагоном моррофансервиса не убедил меня его переустановить.
В Arena, Daggerfall, Redguard и Battlespire мне, увы, поиграть не довелось и не думаю что доведётся когда-нибудь — слишком уж олдскульны для меня. Хотя кто как знает.
Все Ваши плагины посвящены улучшению TES3: Morrowind. Был ли у Вас опыт в создании плагинов для других частей TES?
Плагины для Oblivion не делал никогда, как-то просто не довелось, наверное, смутили некоторые различия в Construction Set. Немножко, правда, работал в GECK’ах для Fallout 3/Fallout New Vegas (думаю, о них упомянуть стоит, хоть они и не входят в серию TES) и Creation Kit для Skyrim, но опять же, это всё всегда ограничивалось подгонкой чужих модов и прочей мелкой ерундой «для себя». В моддинге под Morrowind чувствую себя не в пример увереннее и как-то привычнее.
А как Вы узнали о FullRest, и что он значит для Вас?
О FullRest я узнал давным-давно, вскоре после того как у меня появился выход в интернет. Тогда это был ещё пищащий диал-ап… Ах, времена. Не припомню точно как я набрёл на этот сайт, но в первую очередь меня в нём привлекла довольно обширная база плагинов. Я заходил сюда каждый день, проверял обновления базы, качал, устанавливал, повторял, был очень и очень доволен. Несколько позже впервые забрёл на форум, читал, в основном, разделы о вселенной и плагинах, вроде бы даже оставил пару постов, но под каким ником уже даже сам не помню, да и не хочу вспоминать, всё равно ничего толкового я тогда сказать ещё не мог. Потом был долгий перерыв, и вот я снова здесь, теперь в качестве уже хоть немножко, но продуктивного члена комьюнити. Фуллрест для меня больше не является основным местом для поиска плагинов — так как играю/творю я теперь на английской версии, то и беру их я с англоязычных ресурсов — но вот как площажка для релиза модов и получения отзывов, а также обсуждения разных вопросов моддинга он мне весьма полезен.
Русскоязычное ТЕС-комьюнити даже среди зарубежных фанов имеет репутацию очень оригинального и продуктивного, а Фуллрест в моих глазах всегда был в некотором роде флагманом этого сообщества. Так что можете не сомневаться в том, что, покуда вселенная ТЕС меня интересует я всегда буду возвращаться на ваш сайт.
Каким Вы видите будущее FullRest?
Мне трудно судить, я редко задаюсь такими вопросами. Но сайт, как мне кажется, ещё долго будет востребован, учитывая его и так уже впечатляющий возраст и то, что выход новых игр серии привлекает в фэндом всё больше людей и расширяет вашу аудиторию. Да и моддинг старичка Морроувинда всё ещё живее всех живых.
Как Вы думаете, как долго люди ещё будут играть в Morrownd?
Я думаю, весьма долго — уже 12 лет игре (в это воскресенье — так и вся чёртова дюжина!), а фанаты, я в том числе, всё никак не желают с ней расставаться. Всё так же стабильно клепаются Tamriel Rebuilt и OpenMW, а также множество проектов поменьше. Не стоит забывать и о Skywind. Не вижу причин, по которым люди могут окончательно отойти от этой великолепной игры, разве что если Bethesda одной из следующих игр выпустит эдакий «Morrowind 2.0», который будет настолько хорош, что переманит всех фанатов, но учитывая общее направление в котором движется серия, я бы не поставил и копейки на то, что это когда-нибудь случится.
А что ждёте от новых частей The Elder Scrolls?
Ничего принципиально нового. Дальнейшее упрощение ролевой системы и сюжета, взамен — какая-нибудь там шикарная графика и/или боёвка. Полагаю, следующая часть будет в целом похожа на Скайрим, учитывая его коммерческий успех. Место действия следующей игры — думаю, Хаммерфелл, такие необычные провинции как Валенвуд и Чернотопье они не потянут, плюс будет шанс сыграть на контрасте. Но не думаю, что следующую часть можно ждать в ближайшие годы — впереди у нас Fallout 4.
А кто Вы по жизни? Работаете или ещё учитесь?
Асоциальный NEET — не работаю, не учусь, друзей не имею, живу один, дни напролёт сижу в интернете/играю/смотрю японские мультики. Не представляю себе иной жизни.
Что бы Вы хотели пожелать вашим коллегам-модмейкерам?
Пусть релизы их будут быстрыми и многочисленными. Желаю творить, получать от этого удовольствие, и расти над собой.
Какие у Вас планы на будущее?
В ближайшее — продолжать активную работу над находящимися в разработке модами — особенно Креаториумом, его, похоже, некоторые очень ждут. В перспективе — подтянуть свои навыки в моделировании и создании текстур, быть может попробовать себя когда-нибудь в создании квестов или ещё чём-нибудь мне сейчас несвойственном — вдруг что хорошее выйдет? Но вообще точное планирование — не моя стезя, буду продолжать в том же духе, а там — посмотрим.
Спасибо за интервью!