Каким бы чудесным ни был Fallout 3 с его многочисленными и интересными квестами, большой картой и прочими стимулами возвращаться к игре (особенно с дополнениями Operation: Anchorage и The Pitt), он не лишен недостатков, и главный из них – концовка, навсегда закрывающая для вас Пустошь. Вторая важная проблема, которая обнаруживается через, скажем, пятьдесят часов игры – левелкап: невозможность получать опыт, перки и навыки после достижения двадцатого уровня. Мне это, например, серьезно мешает погружаться в игру – смысл обшаривать всякие углы и закоулки игрового мира, выполнять всякие побочные квесты без награды в виде драгоценного опыта?
К счастью, Broken Steel в некотором роде исправляет эти недостатки – концовка изменена так, что теперь можно играть столько, сколько захочется, а уровневый потолок увеличен до 30; добавлено 14 новых перков.
Сюжет адд-она начинается в Цитадели, где ваш герой пролежал две недели без сознания под опекой Братства Стали. Выясняется, что остатки армии Анклава все еще представляют угрозу, а уничтожить их предлагается, как всегда, вам. Во время самой обыкновенной, казалось бы, миссии по зачистке юго-западной базы Анклава Братство вместе с вами натыкается на серьезное сопротивление и вынуждено отступить в Цитадель и пересмотреть свои планы.
В самом начале Broken Steel очень соответствует по духу тем моментам оригинала, которые, пожалуй, были самыми лучшими – первые три миссии проходят в разных, отдаленных друг от друга частях Пустоши и практически ничем не ограничивают игрока. Первые две миссии можно назвать совсем простыми: вам предстоит бороться на знакомых по оригинальной игре территориях с прекрасно известными вам врагами.
С другой стороны, через пару часов повторение одного и того же немного надоедает. Исследование руин электростанции Old Olney удручает отсутствием какой-либо новизны, Президентское Метро мало чем отличается от любого другого подземелья DC, а бои с одинаковыми дикими гулями и роботами-охранниками разочаровывают своей однотипностью.
Но не все еще потеряно – в конце Президентского Метро вас ожидают новые и сильные гули-риверы, которые не только кидаются гранатами, но еще и, судя по всему, устойчивы практически ко всему вашему оружию. Появление этих самых гулей – событие мимолетное, но задающее тон всему аддону.
На военном аэродроме Адамс можно получить невероятно мощную Тесла-пушку и испытать ее на вооруженных тяжелыми инсинераторами десантниках Анклава. Эти парни – наверное, первые враги после Когтей Смерти, против которых вам придется применять нестандартную тактику: бежать, искать укрытия, колоться стимпаками, стрелять при каждой удобной возможности и все такое. Самое лучшее оружие против них – наверное, все та же Тесла-пушка, которая стреляет мощными разрядами, но имеет лишь один такой заряд в "обойме" и долго перезаряжается – любое попадание нанесет врагу огромный урон, но промахи обойтись очень дорого. Весь следующий час, а то и больше, игра не даёт ни секунды передышки: атаки анклавцев накатывают волнами, одна за одной. Если у вас возникнет желание подбавить сложности, то эту часть игры без грамотных манипуляций сейвами вы просто не пройдёте. Это круто, это держит в напряжении.
Вдобавок ко всему, в Broken Steel имеется 6 побочных квестов – все они открываются после разговоров с отдельными NPC, индивидами все связаны с недавно очищенной вами водой. По доброй традиции Bethesda, вам придется немножко подумать, чтобы разобраться, что надо делать, но изменения кармы непременно укажут вам правильный путь. Ни один из побочных квестов не предложит какой-то впечатляющей награды ни в плане лута, ни в плане XP, но разве не славно неожиданно обнаружить еще одно задание – и выполнить его?
Нужно отметить еще парочку новых врагов, которые не дадут заскучать. Во-первых, супермутанты вида Overlords, вооруженные трехлучевыми лазерными винтовками; во-вторых – смертельно опасный радскорпион-альбинос (чертовски живучая тварь!).
Прохождение Broken Steel дается непросто (пожалуй, это самое сложное дополнение из всех). Лично я начал на 20-м уровне и к концу пятичасового испытания еле-еле добрался до 24-го; трудно представить, сколько времени пришлось скитаться по Пустоши тем упорным игрокам, кто решил непременно добраться до левелкапа.
Будет потрясающе, если Broken Steel не станет последним адд-оном для Fallout 3, если последующие DLC смогут бросить игрокам не менее серьезный вызов, чем тот, с которым мы столкнулись ближе к концу BS, да при этом еще и продемонстрируют такую же свежесть и новизну, как первые два дополнения. И хорошо бы поменьше унылых однообразных квестов! Да, Broken Steel фактически «переписывает» основную игру, открывает новые возможности и так далее – но порой складывалось впечатление, что первая часть адд-она буквально сочится самодовольством от своей «судьбоносности» и полагает, будто этого довольно, чтобы произвести на нас впечатление.
Тем не менее, каждый истинный поклонник этого постапокалиптического мира должен немедленно приобрести Broken Steel. Если вы еще не устанавливали другие дополнения, советуем начать именно с него, чтобы продолжить игру своим персонажем из Fallout 3, накапливая перки, которые обогатят все ваши дальнейшие прохождения. Ну, а если вы уже прошли два предыдущих дополнения, то вам, к сожалению, придется вернуться к сейвам, сделанным перед загрузкой Operation: Anchorage и The Pitt, чтобы в полной мере воспользоваться всеми возможностями, которые предлагает нам Broken Steel.