Fallout 1, выпущенный в 1997-м, был почти повсеместно объявлен лучшей RPG года. Неудивительно, что Interplay Productions, вдохновленные его успехом, решили продолжить серию. В Fallout 2 разработчикам удалось улучшить и без того впечатляющие тактические бои и систему развития персонажа, а созданный ими игровой мир оказался еще просторнее и интереснее, чем в первой части серии. Более того: хотя Fallout 2 – сиквел, но представленный в нем игровой мир стал одним из самых оригинальных из RPG-миров, которые можно исследовать нелинейным путем.
Тем не менее, первый выпуск Fallout 2 оказался далеко не безупречным; это произошло из-за того, что игру выпустили слишком рано, недостаточно протестировав и не отладив. Впрочем, это не помешало Fallout 2 обеспечить по-настоящему выдающийся ролевой опыт.
Fallout 2, как и его предшественник, сочетает режим передвижения в реальном времени с тактическими, пошаговыми боями. У графического движка с изометрической перспективой появилась пара новых деталей вроде "пылающих" факелов, но в целом здесь все осталось по-старому. В отношении музыки особых изменений тоже не произошло: в игре появилось несколько новых мелодий, но основное музыкальное сопровождение взято из оригинальной игры и лишь немного переработано.
По существу, Fallout 2 оказался продолжением, которое переняло многие аспекты оригинальной игры, сопроводив это незначительными улучшениями дизайна. Так, многим игрокам в Fallout 1 не нравилось, что им приходилось буквально проноситься по маленькому миру: прохождение было ограничено временем. Во второй части серии разработчики пересмотрели эти моменты: игровой мир стал значительно больше, и его можно изучать в свое удовольствие, не будучи стесненным временными рамками.
В Fallout 2 вам достается роль Избранного, потомка выходца из убежища 13. Действие происходит спустя 80 лет после событий оригинальной игры. Поселение Арройо, расположенное в калифорнийской пустоши, влачит жалкое существование, а все попытки возродить его обречены на провал, если не удастся найти GECK (Garden of Eden Creation Kit, или Генератор Эдемских Кущ Компактный). Разумеется, разыскать это чудо довоенной техники должен именно главный герой.
Во время прохождения основного квеста игрок встречает и разнообразных монстров, и различные общины, и гангстеров – как рядовых, так и "элиту", эксплуатирующую неудачников. В игре попадутся и облученные военные, чудом оставшиеся в живых, и злобные твари, развившиеся в супермутантов. В Fallout 2 есть много возможностей для взаимодействия с общинами в различных формах; помогая одной из них, вы невольно можете принести несчастье другой.
Здесь обнаруживается множество аллюзий: тонких и не очень тонких ссылок на культовые фильмы и другие образцы поп-культуры. Знакомый с ними игрок сразу же вспомнит и Монти Пайтона, и фильмы Мартина Скорсезе, и даже сайентологию. В этом мире секс и насилие играют не последнюю роль: во многих городах есть бордели, врагов можно обезглавливать, спутники героя бранятся – что ж, "взрослая" тематика привлекает игроков больше, чем возможность задать трепку клану гоблинов с магическими алебардами. Это, с одной стороны, отчасти способствует формированию у подростков "мужского" взгляда на мир, а с другой – отталкивает часть геймеров, не готовых примириться с подобным подходом.
Система создания и развития персонажа в Fallout 2 практически идентична той, что была в первой части серии. У персонажа есть десять первичных навыков и две дополнительных способности, которые имеют как плюсы, так и минусы, а ещё – огромное количество разнообразных перков, запас которых существенно пополнился. Все навыки взяты из оригинальной игры, ноо некоторые из них (к примеру, "Наука" и "Ремонт") стали носить более прикладной характер.
Fallout 2, как и его предшественник, позволяет создавать действительно уникальных персонажей и проходить игру так, как вы считаете нужным. Можно быть борцом за справедливость, безобидным ученым, целеустремленным фанатиком, злобным социопатом или идиотом. Проходя игру другим персонажем, игрок получает совершенно новые впечатления. Пожалуй, ни одна другая RPG не предлагает таких широких возможностей для отыгрыша роли, как Fallout 2: так, персонаж-интеллектуал может в разговоре убедить NPC раскрыть свои секреты, а туповатый герой, пытаясь выполнить основной квест, в результате собственных манипуляций может сам стать игрушкой в чужой руках и даже рискует быть проданным в рабство. Свобода выбора делает Fallout 2 намного более реиграбельным, чем любая средняя RPG.
Тактическая боевая система Fallout в основе своей перекочевала во вторую часть, претерпев несколько заметных изменений. Игрокам стали доступны новые виды современного и футуристического оружия, а начинающие Джеки Чаны порадовались множеству новых вариантов безоружного боя. От ножей и копий можно сразу перейти к ракетным установкам и лазерным пушкам; однако игра требует, чтобы на ранних стадиях вы полагались на более слабое вооружение, поэтому поначалу ограничивает использование BFG и мусоросжигательных установок, чтобы не разрушать баланс. Бои сложные: иногда даже опытные герои в достойной броне могут быть сбиты с ног одним критическим ударом. Довольно унизительно, когда голова вашего тщательно проработанного персонажа взрывается после удачного выстрела из винтовки Гаусса — только из-за того, что вы недооценили противника.
Как и в оригинальной игре, в Fallout 2 можно выбирать себе спутников из числа NPC, но теперь они могут носить доспехи и получать навыки, а значит, будут более полезными. Здесь нет необходимости использовать команду "украсть", чтобы получить предмет от компаньона, теперь «торговля» – отдельный пункт интерфейса. Кроме того, спутника можно заставить уйти с дороги, чего не было в первой части серии. Во время перестрелки по-прежнему следует быть внимательным: хотя NPC теперь стреляют осторожней и не попадают в главного героя, но если вы сами нечаянно заденете компаньона, тот обернется в бою против вас. Тот факт, что на протяжении нескольких месяцев игрового времени вы сражались плечом к плечу, разделяя горы добычи и сжигая десятки врагов, не добавляет вашему спутнику лояльности : если нечаянно ударите его по броне – ждите ответного удара.
Новый интерфейс позволяет настраивать поведение компаньонов в бою; список доступных вариантов варьируется в зависимости от конкретного NPC. В первоначальной версии игры спутники не всегда вели себя в соответствии с заданными параметрами – иногда они в ужасе убегали, получив приказ сражаться до победного конца, а иногда наоборот: радостно и открыто шествовали по минному полю или другому опасному району. Странное поведение неигровых персонажей было исправлено патчами, которые, впрочем, потребовались не только для устранения этой недоработки: в Fallout 2 было много маленьких и больших ошибок, которые приводили не только к досадным недоразумениям, но даже к краху игры.
Несмотря на все ошибки и глюки, удручавшие геймеров, в Fallout 2, помимо уже перечисленных достоинств, есть множество приятных и неожиданных деталей, поставивших игру выше ее конкурентов. Сюда можно отнести и отлично проработанные столкновения между NPC, и комичных упырей, которые появляются в различных ситуациях, и возможность сыграть в шахматы со скорпионом-мутантом, или задушить главаря бандитов, или удержать за ногу двуглавую корову, или покромсать двойника Тома Круза на кусочки из лазерной винтовки – этот список можно продолжать бесконечно.
Fallout 2 оказался достойным наследником лучшей RPG 1997 года: все ключевые особенности геймплея, боевки, игрового мира, взаимодействия с компаньонами были или бережно сохранены, или улучшены.