Дополнение Honest Hearts является полной противоположностью первому DLC для Fallout: New Vegas. Если в Dead Money приключения разворачивались в небольшом самодостаточном мире, заботливо отделенном от огромных открытых пространств Мохаве, то Honest Hearts, напротив, добавляет на карту пустыни еще больше новых территорий – зато предложенный здесь сюжет выглядит не просто слабоватым, а, прямо скажем, недоработанным.
Ваше путешествие в Зайон, национальный парк штата Юта, начинается после приема радиопередачи: торговцам компании «Счастливые тропы» в их экспедиции нужна лишняя пара рук. Разумеется, вам придется присоединиться к ним и пуститься в опасный путь – в конце концов, именно для этого вы и покупали дополнение. Взять с собой напарника не получится, вдобавок придется распроститься с большей частью инвентаря: ограничение по весу – 75 фунтов (впрочем, есть несколько возможностей поднять эту планку до 100 фунтов). Как только доберетесь до Зайона, все ваши спутники будут перебиты бандой Белоногих, и вы окажетесь в одиночестве на неизвестной опасной территории.
Вскоре к вам присоединится новый напарник – дикарь Follows-Chalk, новичок из клана Мёртвые Лошади. Он предлагает вам вместе пробираться к лагерю его племени (там, кстати, вы обнаружите легендарного Горелого – персонажа, имевшего непосредственное отношение к Цезарю). По пути вы встретите еще одно дружелюбное племя – так называемых Скорбящих. Это мирное племя охотников и собирателей, воевать с людьми они не могут, да и не хотят – в общем, если бы не Дэниел из уничтоженной группы Нью-Ханаанитов, который пытается увести Скорбящих подальше от мест обитания воинственных Белоногих, им пришлось бы туго.
Судьба этого племени зависит только от вас: вы можете помочь Дэниелу эвакуировать их из Зайона, а можете убедить их присоединиться к борьбе Горелого и Мертвых Лошадей против Белоногих. Только от вас зависит, пощадите ли вы кровожадного вождя Белоногих или позволите его казнить (впрочем, это можно сделать собственноручно). От принятых вами решений зависит не только физическое выживание Скорбящих, но и духовная судьба этого племени: озлобятся ли они, утратив миролюбие и милосердие, или будут вечно сожалеть об утерянном Зайоне, или легко смирятся с этой потерей – всё это зависит только от действий ГГ.
Тут в какой-то степени представлены и духовные поиски, и вопрос выбора; "по касательной" затронуты другие важные вещи; просматривается некая идеализация племенной жизни, вообще свойственная индустриально развитому Западу – в общем, есть над чем поразмыслить. И всё же самая интересная часть дополнения – это не нравственный выбор, не проблема ответственности и пр.: самое чудесное и впечатляющее – территория Зайона. Пёстрая, сочная, яркая, восхитительная местность, которая в отличие от остальных территорий Северной Америки почти не пострадала от ядерной катастрофы; никогда не свойственный этой серии ландшафт – яркие краски, деревья, дождь! Это место – просто рай для выжившего: правда, тут вы не найдете никаких стимуляторов, зато в избытке мясо и фрукты, и вы сможете готовить такие блюда, которых ваш Курьер никогда раньше не пробовал.
Карта, в общем-то, не такая уж и большая, но нам предлагают почти 60 локаций и интереснейшего нового врага – яо-гая. Конечно, его не сравнить ни с когтем смерти, ни с касадором, но всё же этот мутировавший медведь представляет серьезную опасность для любого, кто решит проходить дополнение низкоуровневым персонажем. Ну и, разумеется, новое оружие – в том числе уникальная перчатка Её Объятие (She's Embrace), которую лучше испробовать самому, чем читать о ней.
В общем, Зайон – такое место, которое могло бы предложить массу удивительных и неповторимых приключений. Очень жаль, что разработчики не воспользовались этой возможностью: в игре есть несколько побочных квестов, но лишь один из них представляет собой нечто особенное (об этом позже). Самое разочаровывающее – поверхностность и недостаточная проработанность основного квеста, который в итоге сводится к банальной дилемме: к кому из двух лидеров присоединиться. Выбор в любом случае очевиден: один из них – картинно заламывающий руки пацифист, другой – типичный кровожадный убийца. В общем, кого бы вы ни отыгрывали, долго раздумывать и кидать жребий тут явно не придётся. (Кстати: какой бы выбор вы ни сделали, жертвы всё равно будут. Много.)
Любой, кто не понаслышке знаком с литературой и кинематографом последней трети XX столетия, найдет в Honest Hearts множество аллюзий (самые известные из них, пожалуй, – отсылки к фильмам «Апокалипсис сегодня» и «Берег москитов»). Очень жаль, что дополнение оставляет «за бортом» интереснейшие нравственные и философские вопросы, которые прекрасно вписались бы и в его атмосферу, и в сюжет, и органично смотрелись бы в серии в целом, существенно обогатив ее. Многие интересные и важные вещи могли бы прямо или косвенно войти в побочные квесты – но вместо этого нам предлагают убить яо-гаев в пещере, вернуть потерявшегося ягнёнка, отыскать саквояж с медикаментами…
Я бы посоветовал не особо заморачиваться на побочные квесты, а исследовать мир по-своему. Тем более что самая лучшая история затеряна среди каньонов, ее убрали от игрока с глаз долой, и встретиться с ней сможет только самый любопытный и настойчивый исследователь. Я говорю о квесте Приз за выживание – о поиске шести тайников, оставленных Рэндаллом Кларком (человеком, который станет культовой фигурой для детей, попавших в каньон Зайон и впоследствии ставших племенем Скорбящих).
Из дневников Кларка вы узнаете его простую и берущую за душу историю – горькую и незамысловатую, лишенную литературных «красивостей»: историю, подобную которой здесь никак не ожидаешь встретить.
Тем не менее, дополнение в целом весьма предсказуемо, да и запоминающимся его, пожалуй, не назовешь. Ну да: больше уровней (левелкап повышается на 5); новые перки, новое оружие, новые враги – в общем, весь «джентльменский набор» вроде бы представлен.
Пожалуй, поклонники вселенной Fallout будут довольны Honest Hearts – его действительно следует пройти – но вряд ли кому-то захочется возвращаться сюда снова и снова.