Какой стиль прохождения Skyrim вы предпочитали? Есть те, кто любит достижения, кто на всю катушку использует все возможности игры, даже если они противоречат друг другу: одновременно и спасает мир, и является серийным убийцей, а вдобавок возглавляет Гильдию Воров. А есть такие, для кого Тамриэль – это своего рода фон: холст, на котором они тщательно пишут картину жизни своего персонажа, продумывая каждую мелочь.
Если вы относитесь к первой категории игроков, то, вероятно, не проявите никакого интереса к Hearthfire: тут нет квестов, нет истории и нет определённой концовки. (Возможно, вы уже написали остроумный комментарий о Skyrim а-ля Симс? Поздравляю. Что ж: Hearthfire определенно не для вас.) Ну, а если вы уже прикидываете, как будете размещать свое оружие на стойках, какие драгоценности положите на витрину, сколько коров и ульев заведёте, значит, Hearthfire – это дополнение вашей мечты. Велкам!
Есть три участка на выбор – правда, некоторые игроки сообщали, что с доступом к тому или другому участку бывали проблемы. Итак, всё начинается, когда курьер доставляет вам предложение купить один из трёх участков – во владении Хьялмарк, в Фолкрите или на Белом Берегу. Посетите соответствующий город, уплатите 5000 золотых управителю ярла – всё: вы готовы стать домовладельцем. Первое, что вы можете построить, – небольшой и скромный домик. Сначала подготовьте проект (прямо тут, за чертёжным столом, удобно расположенным на территории земельного участка), а затем – стройте своё жилище из брёвен и гвоздей (изготавливаются из железных слитков) по новой таблице плотницких работ.
За чертежным столом вы создаёте каждую деталь своего дома, и они мгновенно появляются полностью готовые позади вас. Сначала надо возвести фундамент, стены и так далее, но всё же реального чувства, что дом строится "шаг за шагом", не возникает. Впоследствии дом можно модернизировать, добавив к скромному коттеджу три крыла; каждое крыло способно вместить один из трёх типов комнат. Во-первых, жилые пощения (например, спальня) и вполне бытовые подсобные (кухня); во-вторых – те комнаты, которые необходимы для искателя приключений (например, оружейная). Ну а те, кто увлекается магией, могут обзавестись специальным помещением, в котором будет красоваться алхимический стол или стол для зачарования – или, к примеру, построить библиотеку.
И всё же на особое разнообразие рассчитывать не стоит. С одной стороны, Hearthfire позволяет вам "достраивать" дом, но в то же время ставит в очень жёсткие рамки. Оранжерея может быть размещена только на западной стороне дома, кухня – исключительно в восточном крыле. Легко понять, чем это вызвано: перегружать радикальными изменениями игровой движок, который и так дышит на ладан, – не самая лучшая идея Bethesda. В общем, не удивляйтесь, если при сохранении вы услышите странный звук... Зато, к примеру, можно построить целых три оружейных, если захотите.
В игровом мире представлено множество архитектурных стилей, но при всем этом разнообразии вам не удастся изменить внешний вид дома своей мечты – даже не рассчитывайте на постройки в орочьем или двемерском стиле.
Когда здание будет готово, появятся дополнительные возможности: к примеру, можно добавить сад, небольшой загон для скота, пасеку... Можно даже соорудить домашний алтарь (при условии, что у вас есть необходимые амулеты) и ежедневно перед завтраком получать благословение.
А главное – вы можете эффектно разместить свою добычу; разве не этого хотят многие из нас? Можете даже стать таксидермистом и, к примеру, украсить жилище чучелом ворожеи...
Но при всём богатстве возможностей ограничений всё же многовато. Так, в каждом созданном крыле есть верстак, на котором можно "штамповать" мебель и пр., но, во-первых, вы не узнаете заранее, как эти предметы будут выглядеть, во-вторых – не сможете разместить их в помещении на свое усмотрение. (Скажем: если вы делаете полку – она появится в месте, предназначенном для полки.)
Спору нет: это довольно функционально, но всё же лишает жилище, возведенное вами "с нуля", какой бы то ни было индивидуальности. В результате ваша долгожданная оружейная ничем не будет отличаться от тысячи других – а главное, не похоже, что есть способ избавиться от какого-то не понравившегося или даже раздражающего вас элемента интерьера. Тут как в IKEA: задача – просто собрать разработанный кем-то комплект, а изменить результат работы не получится.
Что ещё предлагает Hearthfire? К примеру, личный экипаж: 500 золотых – и теперь за дверью вас всегда ждет извозчик, который отвезет куда угодно. На мой взгляд, в игре с быстрым перемещением без этого можно было бы и обойтись – но если вам нравится ощущать себя эдаким дворянином, то – почему бы и нет?
Еще тут можно усыновить ребёнка: просто выбрать одного из готовых к усыновлению детей. С ребенком будете играть в пятнашки и в прятки, кормить его сладостями; если будет шуметь – можно попросить его поиграть на улице. Он время от времени будет притаскивать в дом питомцев, иногда довольно странных – вплоть до грязекрабов.
Честно говоря: как бы мы ни критиковали "жесткие рамки", в которые нас ставит Hearthfire в плане строительных возможностей, но всё же это DLC позволяет обзавестись домом, который намного превосходит любые другие жилища, имеющиеся в игре. В общем, для любого ролевого игрока Hearthfire – настоящая находка! Пусть даже наш дом в чём-то ощущается шкафом из IKEA...