История Трибунала
Трибунал — могущественный триумвират богов-героев. Они были смертными, но, испив божественной силы из неисчерпаемого источника мощи, они превратились в бессмертных богов. Они были слишком честолюбивы, чтобы править вместе...
Трибунал — могущественный триумвират богов-героев. Они были смертными, но, испив божественной силы из неисчерпаемого источника мощи, они превратились в бессмертных богов. Они были слишком честолюбивы, чтобы править вместе, но они были слишком трусливы, чтобы противостоять друг другу. Они разделили власть. Они заботились о своем народе, постоянно напоминая ему, кто они есть, что они БОГИ.
Они прикоснулись к Силе, которая была им не подвластна, они думали, что подчинили ее себе, но, на самом деле, она сыграла с ними злую шутку... Никто не может стать богом, не являясь им изначально.
Про Вивека, Альмалексию и Сота Сила ходит много легенд, некоторые из них приобрели официальный статус и попали в Иерографу, другие отвергались и сохранились лишь в апокрифических собраниях жрецов-отступников да в сказаниях эшлендеров. Кое-что знают историки Тамриэля, но разве кто-то читает их заумные труды?
Давайте окунемся в историю Трибунала, рассмотрим триумвират со всех сторон, разворошим древние летописи и пороемся в энциклопедиях, чтобы узнать, кто же ОНИ, боги-герои, духовные правители Морроувинда.
В своем «Братстве Храма» архиканоник Толер Сариони так отзывается о Трибунале:
Храм верит в Альмалексию, Вивека и Сота Сила. Эти святые были хранителями Морроувинда, они реально существовали, сражались с врагами данмеров, северянами и гномами. Они стали божествами благодаря нечеловеческому аскетизму, добродетели, а также сверхъестественным мудрости и проницательности. Как любящие предки, они охраняют и помогают своим последователям. Как строгие родители они наказывают за грехи и ошибки. Как добрые родственники они каждому воздают по его надобностям.
Уже в этом отрывке мы видим заблуждения, которые были посеяны «святым АЛЬМСИВИ» намеренно. Но можем ли мы винить их в этом? Любой лидер, который хочет удержать власть, зашторивает разум приверженцев благими высказываниями, благими намерениями, он скроет истинную причину своей силы, но будет демонстрировать ее, дабы показать, насколько он велик и отличен от остальных смертных. Сам Вивек признается в этом: «Давление и преследование инакомыслящих являются типичными инструментами государственной власти».
Чтобы понять сущность богов Морроувинда, надо вспомнить, как все начиналось... Существует несколько версий появления Трибунала как божественного АЛЬМСИВИ, одна официальная от Вивека и одна неофициальная — составленная по преданиям эшлендеров, а также ряду пересказов и «аналитических статей». При разговоре с Нереварином Вивек настаивает на своей версии как истинной, но выбор наиболее достоверного источника оставляет за возрожденным. Скорее всего, истина лежит посередине. Рассмотрим оба документа:
Итак, зачем мы рассмотрели все варианты? Это необходимо для того, чтобы попытаться реконструировать события тех времен, понять, как появился Трибунал, построен ли он на крови. Начнем анализ...
Жил-был Неревар — величайший генерал и названный король кимеров. Его народ вел бесконечную войну с племенем двемеров по идеологическим причинам. Однако общая опасность со стороны нордлингов сплотила вчерашних врагов; объединившись, они смогли дать отпор захватчикам. Шли годы, отношения между ними налаживались, Неревар и Думак (король гномов) стали кровными братьями. Неревар женился на Альмалексии, в тот счастливый день Думак презентовал супругам два великолепных клинка Огонь Надежды и Истинное пламя, равных которым не было — воистину, оружие богов. Как любой уважающий себя владыка, Неревар имел под рукой мудрых советников: великий маг и чародей Сота Сил и неопытный, но подающий надежды Вивек.
Мир между двумя расами был крайне зыбок и держался, по сути, на дружеских отношениях генералов. Старший советник Сота Сил никогда не верил в то, что этот мир продлится долго, и был прав, как мы увидим позже, несмотря на статус «безумного», он довольно часто оказывался прав.
Масло в огонь добавил Дагот Ур, лорд Дома Дагот, которого считали другом и Неревар, и Думак. Он выяснил, что Верховный Жрец Кагренак проводит нечестивые опыты, оскорбляющие веру кимеров, с Сердцем Лорхана, бога, по преданиям наказанного за вред, нанесенный во время создания мира смертных. Сердце было найдено двемерскими рудокопами под Красной Горой. Желанием Кагренака было создать нового бога Нумидиума, гигантского голема, и явить его миру как Нового Бога, использовав его для захвата всего Ресдайна (собственно, и советники Неревара науськивали своего генерала начать завоевание Ресдайна, так что интриги плелись повсюду). Кагренак держал свое открытие в тайне даже от Думака, поэтому, когда лорд Неревар направился к своему другу гному, то встретил полное непонимание, Думак был удивлен не меньше этой историей про Сердце бога.
Неревар, полный сомнений, отправляется на Холамаян, в священный храм Азуры, которая подтверждает все сказанное Дагот Уром и, более того, говорит об опасности создания нового божества не только для Ресдайна, но и для всего мира. Владыка всея кимеров возвращается и рассказывает о своем разговоре с лордом даэдра своим советникам, те в один голос начинают убеждать его в необходимости начать войну.
В последний раз Неревар едет в Вварденфелл с надеждой на мирное разрешение вопроса, там он встречается с Думаком. Но на этот раз друзья Неревар и Думак горько поссорились, и, в результате, кимеры и двемеры начали войну, Войну Первого Совета.
Намереваясь решить конфликт, покончив с его первоисточником — Сердцем, Индорил Неревар, сопровождаемый Дагот Уром, тайно проникает в цитадель двемеров у Красной Горы, где сходится в сражении с Думаком. Ни один из сюзеренов некогда братских народов не может одолеть другого, и вскоре противники падают оземь, ослабев от полученных ран. В то же время Дагот Ур расправляется с вероломным Кагренаком и завладевает Сердцем Лорхана, а также инструментами, кои двемеры использовали для черпания божественной силы из реликвии. Призванная умирающим Нереваром Азура раскрывает секрет отсечения двемеров от дьявольской энергии Сердца, и в тот же миг войска Трибунала, сошедшиеся в сражении с гномами в легендарной Битве у Красной Горы, с изумлением наблюдают, как противники исчезают у них на глазах.
Оставив Дагот Ура в цитадели для охраны Сердца, Неревар, все еще с трудом двигаясь из-за полученных в сражении ран, выходит наружу, дабы испросить совета Трибунала о том, как же им надлежит поступить с найденной реликвией. Советники предлагают сохранить ее и изучить на случай иной угрозы их расе, будь то возвращение двемеров либо нечто иное. После чего Трибуны, по велению сюзерена, именем Азуры клянутся никогда не пользоваться мощью Сердца ради собственных нужд.
Вернувшись в Палату Сердца, Трибунал, ведомый Нереваром, противостоит Дагот Уру, отказывающемуся передать им инструменты Кагренака под предлогом крайней их опасности. Похоже, Сердце оказывает какое-то влияние на разум лорда Дома Дагот; а быть может, за время отсутствия вождя кимеров Дагот Ур решает попросту сохранить божественную силу реликвии лишь для себя. Осознав, что уговоры больше не действуют на бывшего друга, Неревар Индорил наносит ему предательский удар; тяжело раненый, лорд Дагот отступает в недра Красной Горы, и след его в истории теряется на долгие столетия.
Неревар от полученных ран умирает. В кочевых племенах эшлендеров, которые были жестоко обижены на Трибунал за неисполнение обещаний, данных им Нереваром, зарождается предание о предательской смерти генерала от рук своих же советников, прельщенных силой Сердца (на самом деле, верны оба варианта, т.к. разработчики, повинуясь традициям ролевых игр, предоставляют игроку самому выбрать желаемую версию гибели Неревара; я выбрал такую).
В последующие годы Трибуны блюдут данные Неревару клятвы, однако Сота Сил, повинуясь своему научному любопытству, тайно изучает инструменты и проникается видениями чудес, которые могли бы быть сотворены этой магией, видениями новой картины мира, счастливого мира, с Трибуналом в качестве мудрых опекунов и наставников. И Трибуны отправляются к Сердцу, к Красной Горе, преображают самих себя, щедро черпая божественное бессмертие.
Азура, появившаяся в этот момент, проклинает Трибунал и предвещает возрождение Неревара, дабы тот сумел исправить содеянное его неверными советниками. Своею магией лорд даэдра изменяет облик всей расы кимеров — кожа их становится пепельно-черной, а глаза красными, сродни угольям. Отныне они именуются данмерами, темными эльфами.
Так в Морроувинде — а именно так ныне именуется Ресдайн после содеянного Азурой — зарождается новая религия Церкви Трибунала. Историю, как известно, пишут победители, и истинные деяния Войны Первого Совета известны лишь немногим. Трибунал искореняет Дом Дагот, объявив его представителей клятвопреступниками и пособниками двемеров.
Боги-трибуны не были кровожадным зверьем, они действительно хотели построить новый счастливый мир. Да, как и любой человек на их месте, они прельстились возможностью бессмертия и безграничного могущества, но это не отменяет их изначального желания сотворить собственный мир добродетели. Во многом они этого добились — на долгие годы данмеры забыли, что такое война, голод и холод, трибуны старались править справедливо, по совести. Однако их личность менялась со временем, они переставали быть простыми людьми с их переживаниями и страхами, они становились воистину богами, бесчувственными и хладнокровными по отношению к своим подопечным, зато эгоистичными и завистливыми по отношению друг к другу. Трибунал отдалялся от народа, и народ перестал в нем нуждаться.
Морроувинд — священная страна, и его боги из плоти и крови. Вместе они именуются Трибуналом, триединым АЛЬМСИВИ, три божества, воплощающих добродетели данмеров. Альмалексия — Милосердие, Вивек — Искусство, и Сота Сил — Тайну.
...
Каждый из трех Трибунов Храма был представлены на заре культуры кимеров Предчувствиями. Эти Предчувствия известны на Западе как мрачные лорды даэдра Азура, Боэта и Мефала. В теологии Храма, однако, Азура — Предчувствие Сота Сил, Мага-Лорда АЛЬМСИВИ. Боэта — Предчувствие Альмалексии, Матери и Леди АЛЬМСИВИ. Мефала — Предчувствие Вивека. По легенде, под управлением этих трех лордов даэдра неорганизованная толпа альтмеров превратилась в новый народ и основала новую страну. И когда Боэта, также называемый Принцем Заговоров, обеспечивал революционные методы, нужные для этого превращения, Мефала был закулисным исполнителем этих методов.
Закат Трибунала
Нет, закат АЛЬМСИВИ начался еще до того, как трибуны лишились доступа к Сердцу. Начало было положено тогда, когда «боги» отстранились от мира, от своего народа, когда их перестали терзать человеческие чувства, когда они превратились в Богов. Но не истинных Богов, а Богов-идолов, которым верят, которых уважают, но эти Боги уже ничего не чувствуют — они истуканы, вырезанные из дерева, жалкое подобие истинных Богов. Они получили бессмертие, и эта ноша легла на их плечи непосильным бременем:
Наверное, так чувствует себя жонглер. Все вокруг движется, и вы учитесь узнавать, где что находится, даже не думая об этом. Только тут двигаются сразу очень много вещей. И иногда, как и любой жонглер, вы что-то роняете. Боюсь, в последнее время я только и делаю, что роняю. Слишком много дел, и совсем нет времени, так что я теряю голову. Возможно, я старею.
Это похоже на состояние одновременно сна и бодрствования. Бодрствуя, я здесь, с вами, думаю и говорю. Во сне у меня очень, очень много дел. Возможно, для других богов, полностью бессмертных, это похоже на постоянный сон. Вне времени. Что касается меня, то я существую одновременно вне времени и в нем.
Конечно, приятно никогда не умирать. Когда ко мне пришла смерть в мире времени, это был сон. Но мне было известно, что нужно всего-навсего выбрать пробуждение. И я снова живу. Много раз мне случалось вполне сознательно терпеливо ждать очень, очень долгое время, прежде чем выбрать пробуждение. Но как бы долго ни приходилось ждать, это всегда случалось, и когда пробуждение приходило, оказывалось, что никакого времени не прошло. Это божественное место. Место вне времени, где все происходит всегда, единожды и вечно.
Первым почувствовал приход Нового Времени, Времени без Трибунала, Сота Сил... и он ушел, он закрылся в своем Заводном городе, он понял, что Морроувинду они уже не нужны. Альмалексия не хотела уходить, она проклинала мага-трибуна за то, что он сдался, она собиралась еще побороться за власть, за АЛЬМСИВИ, но конец ее был печален. Вивек давно смирился, впал в некую нирвану. Он сам признавал, что ему все равно, что будет с ним и с остальными трибунами, после исчезновения Сердца они стали смертными, и их ждала участь смертных, однако он принял это, потому что устал от вечности.
Смерть остальных трибунов он воспринял спокойно:
Все это очень печально. Я полагаю, что она убила Сота Сила. Я думал, что она может попытаться убить меня. И я полагаю, что она пыталась убить и тебя, Нереварин. Все это очень печально. Но смерть рано или поздно настигает всех смертных — а мы теперь все смертны. Со временем смерть придет и ко мне, Нереварин — возможно, даже от твоих рук. Бессмысленно отрицать чей-то рок. Но, тем не менее, я боюсь, что нахожу все это очень, очень печальным, что все должно закончиться таким образом.
Воин-поэт говорит Нереварину, по сути, прощальные слова, слова, которые не принесут с собой революцию, а приведут к тихой реформе, которую, возможно, даже не заметят данмеры:
Без силы Сердца наши божественные силы ослабли. Наши дни как богов сочтены. Я сказал своим жрецам, что я удаляюсь из этого мира, и что Храм должен приготовиться к изменениям. Нас отныне нужно чтить не как богов, а как святых и героев, и Храм должен вернуться к вере наших прародителей — к поклонению нашим предкам и трем хорошим даэдра, Азуре, Мефале и Боэте. Задачи и традиции Храма должны остаться... но его Живые Боги должны уйти.