В этом контексте «писать Древний Свиток» означает «создавать историю»...
Считается, что слово «Нирн» в переводе с Эльнофекса означает «Арена».
The Elder Scrolls: Arena — CRPG (компьютерная ролевая игра), первая в серии The Elder Scrolls. Arena очень отличается от других игр, выпущенных в одно время с ней, — да и вообще от всех игр, не относящихся к серии Elder Scrolls. Пожалуй, достоин сравнения с Arena только Daggerfall — вторая игра серии TES.
Первоначально Arena планировалась как гладиаторский файтинг. Затем концепция игры поменялась: разработчики решили делать RPG (даже были планы создания партийной RPG), но — не сложилось, и в результате слово "Arena" осталось только в названии игры и ещё кое-где. Именно в этой игре был заложен принцип «будь кем угодно и делай что хочешь».
Arena была выпущена в 1994 году на восьми 3,5" Floppy дисках и требовала минимум 4 Мб оперативной памяти. Графически игра вполне соответствовала своему времени; скудный саундтрек тоже ничем особенным не впечатлял. Тем не менее, было в игре что-то особенное — что-то, что привлекало игроков в каждой последующей главе Elder Scrolls. Друзья, всё началось именно здесь!
Игра начинается с создания персонажа. Вы должны определиться с классом: либо просто выбрать из предоставленного списка, либо пройти тест, включающий в том числе и моральные решения. Необходимо также выбрать себе родину и указать пол персонажа, а потом уже можно отрегулировать внешность и настроить характеристики. После этого приходит время геройских подвигов...
История начинается с проблем в королевском дворце. Имперский Боевой Маг Ягар Тарн с помощью иллюзии принял облик Императора и узурпировал трон. Те, кто пытался помешать ему, были убиты. Наш ГГ при предыдущем правителе был брошен в темницу; его приключения, как и в последующих играх серии TES, начинаются в застенках.
Чтобы выбраться из камеры, придется следовать советам призрака Рии Сильмейн, которая говорит с вами во сне. Затем следует собрать 8 частей «Посоха Хаоса» — и вскоре вы сможете остановить коварного Тарна, завершив эпизод, который позже войдет в историю под названием "Имперский Симулякр".
Ну да: сюжет не блещет оригинальностью. Стать могучим героем и спасти мир... Мы проделывали это тысячу раз (и проделаем ещё тысячу раз: пока не пресытимся жанром RPG). Сила Arena — не в сюжете, а в огромном открытом мире, в его квестах и в затягивающем геймплее, вызывающем стойкое привыкание.
Итак, о мире. Нам открыт для путешествий весь Тамриэль (второй раз эта возможность представится в The Elder Scrolls Online). Мир разделен на регионы, в число которых входит любимый многими Morrowind. В Arena множество больших и малых городов, подземелий, огромные открытые пространства. Крупные города и 16 основных подземелий (по два на каждый фрагмент Посоха Хаоса) разработаны вручную; почти всё остальное выполнено с помощью случайной генерации. Перемещаться между городами можно верхом или пешком. Да, такие "прогулки" занимают немало времени, но зато по пути встречается масса врагов и подземелий.
В игре очень много побочных квестов. Есть «небольшая работёнка» (odd jobs), позволяющая подзаработать деньжат, а есть увлекательные задания, о которых вы узнаете с помощью слухов. Эти задания позволяют завладеть уникальным оружием, бронёй и другими раритетными предметами. Один из них — книга «Огма Инфиниум», которая позволяет распределить на выбор 50 очков характеристик; она находилась либо в пустынном Эльсвейре, либо в заснеженном Скайриме. (Этот квест повторяется, так что после восьми или девяти попыток можно получить максимальные характеристики.)
Сложность прохождения во многом зависит от выбранного вами класса. Проще всего играть боевым магом: можно сражаться, используя оружие, а можно кастовать потрясающие заклинания. Проходить игру другим классом (например, Вором или Акробатом) куда сложнее.
Немаловажно, что маги могут создавать собственные заклинания, позволяющие, к примеру, возвести или удалить стену, или построить лестницу. Помню, был баг, позволяющий без особых затрат создавать мощнейшее заклинание... Да: Arena предоставляет в распоряжение игрока удивительные возможности!
Ищете сокровища? Для этого необязательно скитаться по данжонам: можно просто выбрать любой заброшенный дом, взломать замок и... Конечно, есть риск, что вас застукает городская стража, но если ГГ достаточно силён, то он не только легко разберется с представителями правопорядка, но и раздобудет прекрасное снаряжение, которое можно продать, а можно носить самому.Что еще делало эту игру такой интересной? Ах да, точно: загадки! В подземельях были двери, которые не открывались без решения головоломки. Некоторые из загадок были вполне стандартными, но попадались и довольно сложные. Помню, две или три загадки я так и не смог решить, хотя проходил игру неоднократно. В этих случаях приходилось просто кастовать заклинание «удалить стены»...
В Arena есть одна существенная проблема — баги. Она настолько забагована, что это затрудняет игровой процесс. Даже сегодня, эмулируясь через DosBox, игра подтормаживает. Раньше я думал, что виной всему был мой компьютер, но потом выяснил, что проблема была в программной ошибке. Имейте в виду: если игра зависла, то сохранять её не стоит: сейв станет непригодным для использования. Я рекомендую делать сохранения в различных слотах с бэкапом и размещать их в отдельной папке.
Несмотря на это, Arena — игра, положившая начало этой удивительной серии, а потому заслуживает уважения. Конечно, он не идеальна, но даже сейчас играть в неё довольно интересно. Попробуйте, и вы не пожалеете о потраченном времени!
В 2004 году в честь десятилетия игры Bethesda перевела TES I: Arena в разряд бесплатных игр. Вы можете загрузить на официальном сайте полную версию (СD) Arena, запустить ее при помощи эмулятора DOS и в полной мере насладиться этим классическим тайтлом.