Традиционно заранее извиняюсь перед авторами, коих могу случайно задеть резкой рецензией или итоговой оценкой. Не злобства окоянного ради, а токмо из измышлений своих лубочных исходя. В общем, начнем, помолясь… Работа первая: «Сила Клятвы» Изначально тупо хотел влепить «пару», но потом передумал. Причина? Несмотря на то, что, практически, сразу становится ясно, чем все эта фукусимовщина закончится, несмотря на хромающий стиль изложения и местами притянутую за уши логику повествования, произведение сие дышит… мнэ-э-э… Не знаю, даже, как выразится точнее… Смотрели все эти старые добрые «Нападение крыс-мутантов», «Оборотень-тинэйджер», «Зебры-зомби против Фредди Крюгера» и тому подобные творения с бюджетом в полторы тыщи, снятые на просроченную «кодаковскую» пленку? «Сила» явно переняла их энергетику – энергетику классического низкобюджетного «ужастика» без претензий. Сюжет и стиль? Да, хромают. Соответствие теме? Абсолютное! Поэтому поставлю «тройку» и пойду, пересмотрю «Зубастиков». ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 3 Работа вторая: «Курган» Добротный, довольно атмосферный «жутик». Фон – повседневность и в этом соль и колорит. Даже в шаблонности концовки есть эдакая обстоятельная завершенность. «Поймали, значицца, мертвяки мужика. И съели». Конец сказки. «Курган» - отличный пример того, как из банальной, по сути, истории можно сделать весьма годный винегрет только лишь при помощи атмосферы энд реалистичности. Понравилось, доволен. Не шедевр, но крепкий «хорошист» Поэтому: ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 7 Работа третья: «Руки» Ага, а вот и нетленка. В хорошем смысле слова. «Лавкрафтовским» здесь обзывали другое произведение, но если уж тревожить прах Маэстро, то для меня лавкрафтовскими будут именно «Руки». Весьма и весьма годный замес из атмосферы «Фотомодели Пикмана», темной притягательности «Музыки Эриха Цанна», няшечки нашей доктора Менгеле и высокого литературного мастерства делает этот рассказ одним из моих фаворитов. Единственный момент, заставивший поморщится: «- Знаешь, я решил не публиковать статью, - сказал Малик. – Прости» Не верю. Ну, не верю. В остальном – очень хороший рассказ. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 9 Работа четвертая: «Шкаф» Как сказал в свое время Великий Инквизитор, «я зажрался». Я – тоже зажрался. «Монстр-в-шкафу» – тема заезженная чуть менее чем полностью, и после «Буки» С. Кинга, который до сих пор заставляет автора этих строк производить кирпичи пачками, удивить такими монстрами трудно. А после фрейдовских интерпретаций – еще труднее. Но – и это очень важное «но» - сам монстр так и не появляется в рассказе, сохраняя свое довольно жутенькое инкогнито, а это, ИМХО, весомый плюс. Чувствуется стремление следовать Главному Принципу: «…монстр может вообще не появиться на страницах книги, но боишься ты его уже со второго абзаца». На полях: я долго думал по поводу оценки. Долго, потому что в таких рассказах «среднего варианта» быть не может. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 4 Работа пятая: «Еще один танец» Вот не поймут же. Не-пой-мут. Нельзя же так. Идея, в общем, хороша, хотя рассказик, скорее, грустный, чем страшный. Стиль хорош, но атмосфера заканчивается, не успев, толком, появиться. Плюсов, скажем прямо, это не добавит. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 4 Работа шестая… просто шестое. Грамотность сего текста режет глаз! Это я так, для проформы. Честно. Но стиль тоже глаз покалывает. Сюжет, как таковой, неплох и мог бы вполне потянуть на твердое «хор.», но – не тянет. В нем нет эдакой… идеологической завершенности, что ли. Думаю, что не менее двадцати процентов всех «жутиков» начинаются с того, как «…господин N зашел в грязный магазин на отшибе и купил «Х», где «Х» - ключ от врат Ада, гремлин, степлер-убийца и т. п. Можно и наоборот (был же «Музей восковых фигур»). Но я не верю, что в центре города, в супермаркете можно случайно купить Машину Судного Дня – скорее уж, паленую водку. Тем не менее, рассказ нельзя назвать плохим: после доработки напильником из всего этого можно сделать неплохое чтиво. Пока же: ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 4 Работа седьмая: «Табличка» Еще один рассказ, в оценке которого я буду очень осторожен, а потому, по возможности, как можно более конкретен. Мелкие придирки: числительные до десяти включительно, пожалуйста, прописью (букаффками)! Сколько раз уже говорили… Барельефы – скульптор? Резчик же… Несмотря на мелкие стилистические промахи, язык не поворачивается назвать этот рассказ «плохим». Да, это, в целом, похоже на произведения Лавкрафта, похоже и сюжетно и своей специфической повествовательной манерой изложения, но явно не дотягивает по исполнению. Впрочем, нельзя же занижать оценку только потому, что Лавкрафт это Лафкрафт и крут до чрезвычайности – у Маэстро хватало и лажовых творений. Поэтому рассказ стоит рассматривать вне какого-либо контекста вообще – так честнее. В целом: хорошее произведение, довольно атмосферное и сюжетно завершенное. Древнее Зло и набитые им полтора фрага – на месте. Что важнее: рассказ легко перечитывается не вызывая зевоты и это есть хорошо. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 6 Работа восьмая: «Ожерелье диких снов» Довольно неплохо, кстати. Даже чем-то напомнило «Окно в мансарде». Сюжет проносится как электричка, не давая произведению возможности полностью раскрыться, однако в каком-нибудь «Дорожном альманахе страшного рассказа» «Ожерелье» смотрелось бы вполне аутентично. Честный, без выкрутасов «жутик», не особо страшный – скорее, в духе «Баек из Склепа», чем сборника «Мастера Хоррора» – но толковый. Шаблонно, но это не тот случай, когда «шаблон» – слово ругательное, скорее, речь идет о каноничности. Так что… ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 5 Работа девятая: «Аромат» Интересный рассказ. Во-первых, атмосферно. «Ужастик»? Не думаю. «Дневник социопата»? Ближе, гораздо ближе. Здесь мы имеем не очередной «рассказ про маньяка», а нечто более психиатрическое. Есть рассказ, у рассказа есть сюжет, а все прочее – реальность – довольно удачно удерживается автором за скобками. Читаем и проникаемся. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 7 Работа десятая: «Нисхождение» А, ну, это я люблю. Обыденная реальность, в которую буднично вторгается белая полярная лисичка, замыкающийся на начало конец, «выхода нет» и все такое. Есть ли «там» что-то? Не знаю, и знать не хочу. Хотя придется, черт… ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 7 Работа одиннадцатая: «Анна-ис» Вот сейчас начну ругаться. Стиль скачет с повествовательного на разговорный, меняя лица с первого на третье как кардиограмма гипертоника. Грамматические ошибки – да, есть. Обычно, я закрываю на них глаза, но здесь и помимо них есть вещи, которые слишком уж как серпом по… пальцам. Например: «…в недостатке финансов моя семья затруднений не испытывала» То есть, денег у них вообще не водилось, нэ? А весь абзац целиком? Люди так не говорят. Вообще… Жутковато местами, но тема не раскрыта. Изначально задан стиль большого романа. Тот же Кинг из всего этого мог бы накострячить пару томов. Я понимаю: сорок тыщ символов (с пробелами) – это немного. Но, в таком случае, пишем рассказ. А так получилось нечто вроде краткого изложения чего-то большего. Короче говоря – сумбурно и смазано. Но задумка, сама по себе, недурна, поэтому рубить с плеча не стану. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 4 Работа двенадцатая: «Цена страха» Хорошо. Очень хорошо. Нет соответствия теме? Ну, я бы не сказал. Страшный рассказ, в который автор умудрился поместить философскую пару «вопрос-ответ», вообще довольно редкая штука. Помножим все это на отличный стиль и мастерство исполнения и получим в итоге весьма и весьма хорошее произведение. Которое, без сомнения, заслуживает высокой оценки. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 8 Работа тринадцатая: «Рыжее, чем пламя» Рассказ подробный, плавный, медитативно-размеренный. В него веришь именно из-за всех этих мелких деталей; они как заусенцы от рубанка на комоде ручной работы. Атмосферно, да. Возможно, рассказу не хватает динамики, но это именно рассказ, а не экшен. Между строк его прочесть не получится. Хорошая работа, вне всяких сомнений. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 7 Ну, вот и все. Тринадцатый конкурс, тринадцать работ – ничего так поворот ;) Всем всяческих успехов, а фаворитам – заслуженных призовых.