F.A.Q. Oblivion: ПЛАГИНЫ и всё, что с ними связано
1) Зачем вообще нужны плагины? Что это такое?
Моды (плагины) - это дополнения к игре, изменяющие ее возможности. В большинстве случаев достаточно скачать плагин и скопировать его содержимое в соответствующие папки в каталоге, куда была установлена игра. Многие моды исправляют какие-то детали в игре, делая её более реалистичной, другие - добавляют новые предметы и живых существ с новыми характеристиками, третьи (читерские) - наоборот, могут блокировать какие-либо ограничения исходной игры, давать игроку вещи и заклинания, сильно облегчающие прохождение. Всё это лишь часть вариантов изменений, вносимых в игру плагинами. Использовать или не использовать моды - личное дело каждого, кто играет. Каких-либо поводов для полного игнорирования плагинов не существует, но и ставить всё подряд не стоит: модификации могут пересекаться, конфликтовать друг с другом, и даже работать с ошибками. Поэтому желателен опыт, а для начала - тщательный отбор при установке.
Создаются и редактируются плагины с помощью офиц. редактора TES IV: Construction Set (см. пункт 9 данного FAQ). Также работу с плагинами могут облегчить различные полезные программы и утилиты (см. здесь).
2) На какие категории делятся плагины?
Условно, по характеру вносимых изменений, все моды можно разделить на несколько категорий:
1. Доспехи - моды, добавляющие различные модели доспехов или ретекстурирующие уже существующие.
2. Оружие - моды, добавляющие различные модели оружия или ретекстурирующие уже существующие.
3. Одежда - моды, добавляющие различные модели одежды или ретекстурирующие уже существующие. Может возникнуть вопрос: почему это всё рассматривается отдельно от доспехов? Ответ прост: одежда не относится к доспехам, поэтому никак не влияет на развитие навыков персонажа, хотя и может быть не менее полезной, чем броня.
4. Предметы - моды, добавляющие в мир Oblivion различные предметы, которые не влияют на геймплей и прохождение игры, но могут заинтересовать игрока своим применением для удовлетворения эстетических (или других) потребностей.
5. Расы - моды, добавляющие новые расы, которые предоставляют игроку возможность сделать себе нестандартного героя.
Примечание: перед тем, как начать игру персонажем новой расы, необходимо сначала установить доп. плагины Custom Race Fix (патч для игры новой расой) и Boethia Shrine Custom Race Fix (патч для квеста Боэтии "Турнир Десяти Кровей"), без которых в игре могут возникнуть глюки.
6. Квесты - моды, которые добавляют в мир Oblivion новые интересные квесты с развитой сюжетной линией.
7. Компаньоны - моды, добавляющие в игру новых NPC-компаньонов, а также изменяющие NPC, уже имеющихся в игре, так что они становятся компаньонами игрока.
8. Интерфейс - моды, изменяющие интерфейс игры: вид экрана в режиме игры, меню и т.д.
9. Геймплей - моды, добавляющие в игру новые возможности и изменяющие уже существующие, что позволяет в некоторых случаях даже изменить стиль прохождения.
10. Официальные - официальные моды от Bethesda, улучшающие и дополняющие игровой мир Oblivion. Эти плагины традиционно выносятся в отдельную группу. Созданные разработчиками, они отличаются высоким качеством исполнения, но при этом их сравнительно мало (всего 8).
11. Локации - моды, добавляющие в игру новые пространства: подземелья, пещеры, города, замки и даже новые области за границами Сиродиила.
12. Графика - моды, изменяющие внешний вид объектов, существующих в игре. Наверное, нет разницы, достигается ли это за счет перерисовки и улучшения текстур или за счет работы с моделями и эффектами - результат один: картинка в игре становится красивее.
Стоит однако помнить, что моды, использующие увеличенные по сравнению с исходными текстуры, могут понизить быстродействие вашего компьютера при игре. Решать вопрос об использовании такого рода плагинов следует исходя из ваших предпочтений и мощности рабочей станции.
13. Модели - моды, изменяющие модели живых существ (например, NPC), чтобы сделать их более красивыми. Или добавляют новые объекты в игру.
14. Окружающий мир - моды, которые изменяют, наполняют жизнью игровой мир, не затрагивая при этом геймплей. Иными словами: мы видим что-то, но оно создано не для надобностей игрока, а просто есть в в мире, который сам по себе. С модами такого рода Oblivion становится похожим на настоящий мир, пусть и со своими правилами.
15. Глобальные моды - моды, по сути, ничем не отличаются от остальных категорий, кроме объема - в них могут быть включены изменения многих параметров игры, от графики до квестов. По большому счету - это набор более мелких плагинов. Но есть и важное отличие. Глобальные моды - это набор сбалансированных плагинов. Каждая из частей (если есть разделение, т.е. опциональное подключение) отвечает за какое-то одно весьма логичное изменение в игре, а в целом мы получаем заметное улучшение в плане реалистичности и интересности. Но, опять же, есть и оборотная сторона медали: слишком многое затрагивается, и нужно внимательно относится к конфликтам с "простыми" плагинами.
Также можно выделить дополнительные категории:
1. Реплейсеры - моды, заменяющие/добавляющие модели, текстуры или анимацию для игры. Иногда такие реплейсеры не требуют подключения файла .esp, но зачастую нуждаются в создании файла ArchiveInvalidation.txt (см. пункт 8 данного FAQ).
2. Первый запуск - моды, без которых вы не сможете начать игру, настроенную под себя, например расы, и моды, работающие некорректно при подключении к уже частично пройденной игре. Эти моды желательно/обязательно подключить перед началом игры.
3. Моды под Shivering Isles. После выхода дополнения Дрожащие Острова (Shivering Isles) некоторые моды оказались неработоспособными из-за изменения исходного мастер-файла Oblivion. Поэтому, теперь авторы зачастую указывают, совместим ли мод с Shivering Isles. Однако, следует отметить, что если плагин не попал в эту категорию, то это еще не значит, что он обязательно несовместим.
4. Моды, использующие OBSE - специальный расширитель скриптов для Oblivion (см. пункт 7 данного FAQ).
3) Как устанавливать плагины?
Обычно, установка модов - это достаточно простое действие. Для того, чтобы игра "увидела" новые файлы, они должны лежать в нужном месте в каталоге игры (иногда говорят "в каталоге Oblivion"). Под каталогом игры понимается та папка, к которой лежат исполняемые файлы игры и в которой находится подкаталог "Data". Например, если игра установлена в каталог "C:\Program Files\Bethesda Softworks\Oblivion", то под каталогом игры мы будем подразумевать последний из каталогов - "Oblivion", а под каталогом плагинов - папку "Oblivion\Data".
В стандартном случае мод состоит из набора файлов, сохраненных или заархивированных с сохранением следующей структуры: в корне каталога (архива) находится один или несколько файлов с расширением "esp", а рядом, в корне же расположены каталоги:
DistantLOD
menus
Meshes
Music
Sound
Textures
Не обязательно все из них будут присуствовать, а возможно не будет и ни одного - это зависит от изменений, вносимых плагином. Для установки мода необходимо скопировать его содержимое в каталог "Oblivion\Data". Таким образом, файлы *.esp окажутся в каталоге "Data", а содержимое вышеперечисленных папок скопируется в соответствующие папки в каталоге "Data". Если же файлы мода изначально размещены в папке Data (в том числе и в архиве), необходимо его содержимое копировать непосредственно в каталог игры.
После этого остается подключить мод, и он (его изменения) появится в игре. Иногда мод требует подключения через Oblivion Mod Manager и/или запуска OBSE (см. пункт 7 данного FAQ).
4) Никак не могу установить плагин.
Внимательно прочитайте Readme, прилагающееся к плагину. Возможно, что вы неправильно его установили или недоустановили.
Если Readme и сайт, откуда вы скачали плагин, англоязычные и вы не понимаете, чего от вас хотят, то прочитайте пункт 3 данного FAQ и/или воспользуйтесь руководством по установке плагинов.
Также вы можете посмотреть эту тему и задать там свой вопрос.
5) Как выявить плагин, вызывающий глюки, ошибки в игре.
Основной способ выявить "виновника" - метод отключения. Суть данного метода состоит в последовательном отключении плагинов и последующей проверке игры (в частности, исчезла ли ваша проблема после отключения тех или иных плагинов).
В первую очередь нужно убедиться, что проблему вызывают именно плагины. Отключите все плагины и проверьте игру. Если проблема осталась, то скорее всего ваша проблема связана с самой игрой или имеет технический характер (т.е. виновата ваша система/комп). Если же после отключения плагинов проблема исчезла, то можно приступить к выявлению конкретного "виновника".
Обычно плагины сначала условно делят на две половины; потом отключают одну половину плагинов, проверяют игру, затем второю половину (если потребуется), и снова проверяют игру. После выявления той половины плагинов, где находится "виновник", эти плагины также делятся на две части, которые затем тоже последовательно отключаются и проверяются. И так далее, до тех пор, пока не выявится сам "виновник", который можно потом окончательно удалить (если только он не "закрепился" прочно в игре) или попробовать исправить его недостаток.
Также не нужно забывать, что плагины могут конфликтовать не только с самой игрой, но и с другими плагинами. В данном случае можно выявить сразу несколько виновников, но достаточно удалить/исправить только один из них, и проблема исчезнет.
Иногда некоторые плагины настолько прочно "закрепляются" в игре, что их потом нельзя отключить без негативных последствий (к таким плагинам обычно относятся наиболее "глобальные"). Если вы определили (предварительно проверив все остальные плагины), что виноваты именно эти плагины, то можете удалить их, но потом вам придется "почистить" ваши сохраненные игры от следов, оставленных этими плагинами (сделать это можно с помощью программы Wrye Bash). В противном случае не только может остаться первоначальная проблема, но и появятся другие (хотя это все-таки происходит достаточно редко).
Процесс выявления "виновника" можно значительно облегчить, если заранее определить, какие изменения вносят те или иные плагины, и сразу проверить (отключить) наиболее спорные плагины или, если это не помогло, хотя бы исключить заведомо "безобидные" плагины из списка возможных "виновников". Но при этом нужно быть точно уверенным, что эти плагины действительно "безобидны" и не вносят изменения, о которых вы поначалу можете даже не догадываться. Узнать об изменениях, вносимых тем или иным плагином в игру, можно в редакторе TES IV: Construction Set или с помощью спец. программ по работе с плагинами (напр., TES4 Plugin Utility).
6) Не работает плагин / вызывает глюки, ошибки в игре.
Если вы точно проверили методом отключения, что виноват какой-то конкретный плагин, то:
а) Внимательно прочитайте Readme, прилагающееся к плагину. Возможно, что:
- вы неправильно его установили или недоустановили;
- ваша версия игры не соответствует требованиям плагина;
- плагин работает только с помощью спец. программы OBSE (должна быть определенной версии) и/или требует подключения через утилиту Oblivion Mod Manager (OBMM);
- плагин работает только при наличии конкретного аддона (напр., Shivering Isles) или другого плагина.
б) Возможно этот плагин конфликтует с другими вашими плагинами, производящими смежные или аналогичные изменения в игре.
в) Возможно этот плагин изначально содержит ошибки и нуждается в доработке.
Иногда бывает трудно самостоятельно определить причину неработоспособности плагина, поэтому нелишне будет проверить в поиске, не возникало ли у кого-нибудь аналогичной проблемы с этим плагином, и задать вопрос в соответствующей теме в подразделе "Баги в плагинах".
7) Что такое OBSE, Oblivion Mod Manager?
Oblivion Script Extender (OBSE) - расширитель функций скриптового языка, добавляющий множество дополнительных функций для скриптологов, желающих использовать их в своих модах. В наше время OBSE необходим также для запуска некоторых популярных модов. Версия OBSE периодически обновляется и ее всегда можно найти на сайте разработчиков.
Oblivion Mod Manager (OBMM) - утилита, предназначенная для управления плагинами, которые вы подключаете к игре. Ее можно рассматривать как расширенную версию лаунчера Обливион. Утилита позволяет сортировать моды, определять порядок их загрузки в игру (для обеспечения их корректной работы и исключения конфликтов). Также OBMM может определять совместимость плагинов с помощью встроенной утилиты. Кроме того, есть еще много других возможностей, которые вы получите, если плагины будут упакованы как *.omod-файлы.
Среди достоинств программы поддержка сценариев установки в *.omod-файлах, которые сообщают, какие файлы *.esp от каких зависят; автоматическая регистрация новых *.bsa-архивов; создание ini- и/или xml-файлов и т.п.
Скачать OBMM можно здесь. Справку о программе (на русском языке) можно прочитать здесь.
8) Для чего нужны файлы BSA, ArchiveInvalidation.txt?
BSA (Bethesda Softworks Archive) - это архивные файлы, специально созданные разработчиками Bethesda (или модмейкерами) для архивации данных Oblivion в несколько компактных файлов вместо тысячи папок с тысячами файлов (которыми намного труднее управлять). В BSA-архивах хранятся текстуры, модели, звуки и др. Открыть и извлечь BSA-архив можно с помощью OBMM или спец. распаковщика BSA Commander. Иногда BSA-архивы нужно регистрировать, иначе игра их просто не "увидит". Сделать это можно также в OBMM.
ArchiveInvalidation.txt - текстовый файл, в котором прописываются пути к моделям и текстурам для игры. Находится в корневой папке игры. Без этого файла порой бывает невозможно (особенно для обладателей версии игры от 1С) подключить новые реплейсеры (ретекстуры), разве что прямым добавлением в BSA-архив, что не очень удобно. Работу с данным файлом может значительно облегчить OBMM или простенькая утилита Automatic Content Validator.
9) Что такое TES IV: Construction Set и с чем его едят?
TES IV: Construction Set - это замечательный редактор для игры TES IV: Oblivion. С его помощью вы сможете вносить в игру практически любые изменения, какие захотите (кроме тех особенностей, которые вшиты в движок). Почти все плагины и модификации для игры (за исключением реплейсеров, включающих в себя только измененные текстуры и модели) были созданы именно с помощью этого редактора и представляют из себя файлы с расширением ESM (мастер-файлы) и ESP (простые файлы). Construction Set (CS) позволяет вам изменить исходные данные игры, создать ваши собственные локации (города, подземелья, острова и т.д.) и заполнить их персонажами, существами и историями. Вы можете добавить в игру новые расы, классы, заклинания, квесты, зелья, магические предметы и много другое. Конечно, это не так легко, как может показаться на первый взгляд, но в Интернете можно найти множество пособий и руководств по TES IV: CS (напр., здесь), которые помогут вам научиться премудростям плагиностроения.
Скачать редактор можно здесь.
На нашем форуме обсуждение CS, а также основ скриптования и 3D-моделлинга, осуществляется в разделе «Визуализация, TES CS, Скрипты».
P.S. Информация частично взята с сайта Rumor Wiki.