Два месяца спустя: ещё один обзор
Официальный запуск игры наступил и миновал, и я решила написать обзорчик под номером два. Что-то в последнее время меня как раз тянет писать именно об играх — ну и почему бы этому желанию не поддаться?
Даже не знаю, с чего лучше начать — с плюсов или минусов. Потому буду описывать всё подряд, плавно перетекая мыслию по древу. По порядку — по мере того, как я с ними столкнулась. Естественно, стоит указать, что обзор (как и большинство подобной писанины) крайне субъективен. Правда, я так и не определилась, больше ли люблю ММО вообще, или серию Древних Свитков в частности… вот и определюсь :)
Первое, с чего начинается любая игра — это её стоимость, а вовсе не загрузочный экран или кинематографический трейлер. О них, к слову, скажу отдельно — позже. Кстати, хронологически трейлер обычно раньше! Так вот, стоимость TESO — самый главный «пропускной» фактор. Поскольку имперское издание простым смертным обошлось в 80 € (с в разной степени бесполезными бонусами). И это ещё без учёта p2p-системы — подписка-то ежемесячная. Я бы сказала, что дороговато. Хотя и купила. Такой себе подарочек на день рождения, голлм. Может, и не стоило спешить, а надо было заказать где-нибудь коробочную версию? Но, зная почтовые особенности… в общем, без статуэтки Молаг Бала я обошлась.
Ну, а дальше… а дальше — сперва о трейлерах. Отличные они, красивые, прямо настоящий фильм можно будет в конце концов склеить! Если кто не видел, но любопытно — Альянсы, Прибытие, Осада. Глаз радует, рука неймёт, в общем, всё как в лучших домах. Конечно, непонятно временами, но это мелочи! Собственно, в этот же абзацу восхищения можно отнести и симпатичные загрузочные экраны. Их часть можно увидеть в качестве артов для рабочего стола, например. Даже безотносительно к игре — отлично нарисованы! А Fungal Grotto, морровиндовский инстанс, даже украшает рабочий стол моего ноутбука.
А теперь о самой игре. Немного стандартных отличий от теста (меньше лута, меньше багов, больше аккуратности) и довольно много положительных эмоций от раннего доступа. Вплоть до доброжелательных ответов в чатах!
Внутриигровой чат для общительной меня, кстати, не очень удобен — система без курсора подразумевает нажатие Enter'a, чтобы окно чата стало активным. Второй минус — просто невероятное количество голдселлеров. Неужто есть прямая зависимость от стоимости игры?.. При этом создают оперативные спам-фильтры, и просто воочию наблюдаешь эволюцию этой рекламы. Одно слово G0^|_^|) чего стоит. А ещё они в почту лезут, пытаясь маскироваться под письма от наёмников, под дружескую помощь — короче, под всё подряд! Изрядно бесят. Как комары.
Но вернёмся к хорошему. Порадовало, что достаточно много пожеланий-откликов тестеров было учтено.
В частности, добавлен свет в интерфейс создания персонажа (причём мастерски — просто незначительно увеличена яркость, убраны лишние тени — и вуаля, атмосфера Хладной Гавани осталась, а оттенки кожи данмерам всё равно без труда подобрать можно). Сам по себе интерфейс содержит достаточно возможностей создать по-настоящему уникальные физии и фигуры. Столько параметров! Единственная проблема — как обычно, не перестараться :)
В системе ремесла таки вынесли обработку сырья первой же функцией — отдельно и наглядно. А уж дифирамбы пусть поют на специализированных сайтах. Я так, в общем выскажусь: разнообразия полно — алхимия, зачарование, кузнечное дело и прочие деревообработки да портняжества, не говоря уж о кулинарии. Оригинальные ингредиенты (приличное количество, особенно для приготовления еды — что весьма напрягает натуру Плюшкиных и банки), внешний вид создаваемых предметов вполне на уровне (особенно с учётом расовых стилей). Минусы — весьма неравномерная по сложности прокачка (кулинария качается на раз, дальше идёт алхимия, на одном уровне — портновское дело, кузнечное мастерство да деревообработка, и особняком — адское зачарование), и не очень удобная система создания предметов по одному (сидеть и спамить кнопку «R»; бывает весьма скучно).
Некоторые багнутые на тесте вусмерть квесты всё же исправили (привет, Вороний Лес, первый публичный инстанс на территориях Пакта Эбонхарта), зато другие багнулись, так сказать, в отместку. Вместе с якорями Обливиона, которые периодически заклинивало в Нирне намертво. Впрочем, к плюсам стоит отнести достаточно оперативные патчи с фиксами. При обилии всевозможных заданий вполне можно без особых страданий продолжить путешествие, смирно ожидая скорого исправления пропущенного. Кстати, стоит отметить, что квесты классические — пойди туда, собери то, найди это, убей тех, поговори с этими, но истории творящегося весьма насыщены (хотя и без отдельных «пещерных» задачек не обошлось) и интересны. И есть настоящие перлы (вроде магической академии с заданиями-загадками, или двемерских руин с линзами). Награда вполне адекватна уровню, бывают забавные вещички вроде несъедобного мяса, после использования которого тошнит, или светлячка от Альмалексии, и впрямь полезного кое в каких подземельях. И выбор есть местами. Конечно, не так сильно влияющих на мир, но уж на совесть — так точно! Вот некоторые мои знакомые одну данмерку случайно не сильно отягощённым моралью сородичам скормили. Не специально, конечно, но «неловко вышло» (c)
И раз речь пошла о багах, расскажу и о техподдержке. Для меня существует два полюса (крупных, про более мелкие типа того, где работаю я, PopCap Games, Aggro Games и прочие, с которыми я пересекалась, говорить не буду): Blizzard (те, кто в течение пяти минут после отправки запроса в три часа ночи вытаскивали моего персонажа из текстур), и Mail.Ru (те, кто два месяца изучали мой запрос — и не только мой, пострадавших было много, — о пропавшем внутриигровом добре, а в итоге подарили совершенно несоответствующую потерянному и ненужную по факту компенсацию. Впрочем, будем справедливы: это было давно, и с тех пор тамошняя техподдержка всё же пооперативнее!). В общем, техподдержка Zenimax Online находится где-то посередине между этими двумя умозрительными крайностями. А именно: внутриигровые репорт рассматриваются примерно в течение суток — даже в выходные. Особенно про голдселлеров (там и рассматривать, если подумать, нечего, и так всё видно). А вот серьёзные проблемы… в общем, возвращения — вернее, начисления плюшек, полагавшихся мне за предзаказ, я ждала чуть больше недели. Невзирая на крайне подробное письма со всеми реквизитами, указанными сразу. Впрочем, судя по форуму, мне ещё повезло: некоторые столкнулись с… не очень добросовестным агентом техподдержки, рассылавшем всем однотипные шаблонные ответы и закрывавшем запросы. Стоит напомнить, что я также работаю с системой техподдержки и знаю, что без этих самых шаблонов невозможно. Но при этом стоит вчитываться в запросы, включать навыки телепатии (обязательные для этой работы!) и не закрывать все однотипные обращения только потому, что они одинаковы в общих чертах.
И плавно перейду к форуму, раз уже упомянула его. На данный момент это самая простая площадка, почти что встроенная в основной сайт. Вероятно, потому, что разработчикам приходится как делить информацию по смысловым разделам, так и по языковому принципу. Кроме того, отключили возможность загружать собственные аватары (с местом у них проблемы, что ли?), хотя эта функция была доступна во время бета-теста. И довольно внезапно отключили возможность добавлять изображения в подпись (ну точно — проблемы с местом, потому что вряд ли так переживают из-за возможности появления картинок, не соответствующих правилам). Так что я теперь со сладким рулетом на аватарке и текстовой гильд-похвальбой в подписи. А вообще поиск на форуме хороший (никаких капч, удобная сортировка), цветовая гамма глаз радует, и приемлемый набор форматирования текста сообщений (хотя предпросмотр крив и не отображает картинки, а также содержимое спойлеров!).
Ну и, собственно, апофигей. Сама игра в целом. И время вернуться к тому самому опросу о том, ММО-любительница ли я, или почитаю мир Свитков больше? Так вот, невзирая на мою не такую уж и маленькую «игрографию», в данном случае я всё же поклонница серии. Потому что меня особо не огорчило отсутствие классического оффлайновского нон-таргета, я не страдаю от невозможности залезть на стойку в таверне (залезть-то можно) и сбить там всё на пол к Молаг Балу, а завершить эту вакханалию одеванием чугунного котелка на голову бармена. И не горю желанием сидеть на корточках за спиной стражника, ненавязчиво спирая у него всё, включая доспехи. Мне интереснее бегать по миру, собирать добро, заниматься алхимией, старательно записывая в блокнотик эффекты от растений, исследовать, читать знакомые и незнакомые книжки, втихую мечтать про введение Ввандерфелла и домов… Злиться, когда из-под носа уводят жилку, деревяшку или руну (наличие других игроков всё же придаёт определённую забавность происходящему, да и города поживее). Тем более, например, за первый месяц игры я со скрипом докачалась аж до 20 уровня — из 50. А на момент завершения этого многобуквия с запуска прошло почти два месяца, а я всё ещё до 40 уровня не доползла, в районе тридцатых болтаюсь, и исследованы лишь первые четыре локации территорий Пакта Эбонхарта (а альянсов-то три, и у того же Пакта территорий семь штук). Со мной всё ясно, одним словом :) И да, на данном этапе мне игра понравилась.
Вот докачаюсь до капа (там как раз ещё одну игровую зону ввели…) — и повторю попытку описания. Уже с точки зрения так называемого хай-энд контента.
Даже не знаю, с чего лучше начать — с плюсов или минусов. Потому буду описывать всё подряд, плавно перетекая мыслию по древу. По порядку — по мере того, как я с ними столкнулась. Естественно, стоит указать, что обзор (как и большинство подобной писанины) крайне субъективен. Правда, я так и не определилась, больше ли люблю ММО вообще, или серию Древних Свитков в частности… вот и определюсь :)
Первое, с чего начинается любая игра — это её стоимость, а вовсе не загрузочный экран или кинематографический трейлер. О них, к слову, скажу отдельно — позже. Кстати, хронологически трейлер обычно раньше! Так вот, стоимость TESO — самый главный «пропускной» фактор. Поскольку имперское издание простым смертным обошлось в 80 € (с в разной степени бесполезными бонусами). И это ещё без учёта p2p-системы — подписка-то ежемесячная. Я бы сказала, что дороговато. Хотя и купила. Такой себе подарочек на день рождения, голлм. Может, и не стоило спешить, а надо было заказать где-нибудь коробочную версию? Но, зная почтовые особенности… в общем, без статуэтки Молаг Бала я обошлась.
Ну, а дальше… а дальше — сперва о трейлерах. Отличные они, красивые, прямо настоящий фильм можно будет в конце концов склеить! Если кто не видел, но любопытно — Альянсы, Прибытие, Осада. Глаз радует, рука неймёт, в общем, всё как в лучших домах. Конечно, непонятно временами, но это мелочи! Собственно, в этот же абзацу восхищения можно отнести и симпатичные загрузочные экраны. Их часть можно увидеть в качестве артов для рабочего стола, например. Даже безотносительно к игре — отлично нарисованы! А Fungal Grotto, морровиндовский инстанс, даже украшает рабочий стол моего ноутбука.
А теперь о самой игре. Немного стандартных отличий от теста (меньше лута, меньше багов, больше аккуратности) и довольно много положительных эмоций от раннего доступа. Вплоть до доброжелательных ответов в чатах!
Внутриигровой чат для общительной меня, кстати, не очень удобен — система без курсора подразумевает нажатие Enter'a, чтобы окно чата стало активным. Второй минус — просто невероятное количество голдселлеров. Неужто есть прямая зависимость от стоимости игры?.. При этом создают оперативные спам-фильтры, и просто воочию наблюдаешь эволюцию этой рекламы. Одно слово G0^|_^|) чего стоит. А ещё они в почту лезут, пытаясь маскироваться под письма от наёмников, под дружескую помощь — короче, под всё подряд! Изрядно бесят. Как комары.
Но вернёмся к хорошему. Порадовало, что достаточно много пожеланий-откликов тестеров было учтено.
В частности, добавлен свет в интерфейс создания персонажа (причём мастерски — просто незначительно увеличена яркость, убраны лишние тени — и вуаля, атмосфера Хладной Гавани осталась, а оттенки кожи данмерам всё равно без труда подобрать можно). Сам по себе интерфейс содержит достаточно возможностей создать по-настоящему уникальные физии и фигуры. Столько параметров! Единственная проблема — как обычно, не перестараться :)
В системе ремесла таки вынесли обработку сырья первой же функцией — отдельно и наглядно. А уж дифирамбы пусть поют на специализированных сайтах. Я так, в общем выскажусь: разнообразия полно — алхимия, зачарование, кузнечное дело и прочие деревообработки да портняжества, не говоря уж о кулинарии. Оригинальные ингредиенты (приличное количество, особенно для приготовления еды — что весьма напрягает натуру Плюшкиных и банки), внешний вид создаваемых предметов вполне на уровне (особенно с учётом расовых стилей). Минусы — весьма неравномерная по сложности прокачка (кулинария качается на раз, дальше идёт алхимия, на одном уровне — портновское дело, кузнечное мастерство да деревообработка, и особняком — адское зачарование), и не очень удобная система создания предметов по одному (сидеть и спамить кнопку «R»; бывает весьма скучно).
Некоторые багнутые на тесте вусмерть квесты всё же исправили (привет, Вороний Лес, первый публичный инстанс на территориях Пакта Эбонхарта), зато другие багнулись, так сказать, в отместку. Вместе с якорями Обливиона, которые периодически заклинивало в Нирне намертво. Впрочем, к плюсам стоит отнести достаточно оперативные патчи с фиксами. При обилии всевозможных заданий вполне можно без особых страданий продолжить путешествие, смирно ожидая скорого исправления пропущенного. Кстати, стоит отметить, что квесты классические — пойди туда, собери то, найди это, убей тех, поговори с этими, но истории творящегося весьма насыщены (хотя и без отдельных «пещерных» задачек не обошлось) и интересны. И есть настоящие перлы (вроде магической академии с заданиями-загадками, или двемерских руин с линзами). Награда вполне адекватна уровню, бывают забавные вещички вроде несъедобного мяса, после использования которого тошнит, или светлячка от Альмалексии, и впрямь полезного кое в каких подземельях. И выбор есть местами. Конечно, не так сильно влияющих на мир, но уж на совесть — так точно! Вот некоторые мои знакомые одну данмерку случайно не сильно отягощённым моралью сородичам скормили. Не специально, конечно, но «неловко вышло» (c)
И раз речь пошла о багах, расскажу и о техподдержке. Для меня существует два полюса (крупных, про более мелкие типа того, где работаю я, PopCap Games, Aggro Games и прочие, с которыми я пересекалась, говорить не буду): Blizzard (те, кто в течение пяти минут после отправки запроса в три часа ночи вытаскивали моего персонажа из текстур), и Mail.Ru (те, кто два месяца изучали мой запрос — и не только мой, пострадавших было много, — о пропавшем внутриигровом добре, а в итоге подарили совершенно несоответствующую потерянному и ненужную по факту компенсацию. Впрочем, будем справедливы: это было давно, и с тех пор тамошняя техподдержка всё же пооперативнее!). В общем, техподдержка Zenimax Online находится где-то посередине между этими двумя умозрительными крайностями. А именно: внутриигровые репорт рассматриваются примерно в течение суток — даже в выходные. Особенно про голдселлеров (там и рассматривать, если подумать, нечего, и так всё видно). А вот серьёзные проблемы… в общем, возвращения — вернее, начисления плюшек, полагавшихся мне за предзаказ, я ждала чуть больше недели. Невзирая на крайне подробное письма со всеми реквизитами, указанными сразу. Впрочем, судя по форуму, мне ещё повезло: некоторые столкнулись с… не очень добросовестным агентом техподдержки, рассылавшем всем однотипные шаблонные ответы и закрывавшем запросы. Стоит напомнить, что я также работаю с системой техподдержки и знаю, что без этих самых шаблонов невозможно. Но при этом стоит вчитываться в запросы, включать навыки телепатии (обязательные для этой работы!) и не закрывать все однотипные обращения только потому, что они одинаковы в общих чертах.
И плавно перейду к форуму, раз уже упомянула его. На данный момент это самая простая площадка, почти что встроенная в основной сайт. Вероятно, потому, что разработчикам приходится как делить информацию по смысловым разделам, так и по языковому принципу. Кроме того, отключили возможность загружать собственные аватары (с местом у них проблемы, что ли?), хотя эта функция была доступна во время бета-теста. И довольно внезапно отключили возможность добавлять изображения в подпись (ну точно — проблемы с местом, потому что вряд ли так переживают из-за возможности появления картинок, не соответствующих правилам). Так что я теперь со сладким рулетом на аватарке и текстовой гильд-похвальбой в подписи. А вообще поиск на форуме хороший (никаких капч, удобная сортировка), цветовая гамма глаз радует, и приемлемый набор форматирования текста сообщений (хотя предпросмотр крив и не отображает картинки, а также содержимое спойлеров!).
Ну и, собственно, апофигей. Сама игра в целом. И время вернуться к тому самому опросу о том, ММО-любительница ли я, или почитаю мир Свитков больше? Так вот, невзирая на мою не такую уж и маленькую «игрографию», в данном случае я всё же поклонница серии. Потому что меня особо не огорчило отсутствие классического оффлайновского нон-таргета, я не страдаю от невозможности залезть на стойку в таверне (залезть-то можно) и сбить там всё на пол к Молаг Балу, а завершить эту вакханалию одеванием чугунного котелка на голову бармена. И не горю желанием сидеть на корточках за спиной стражника, ненавязчиво спирая у него всё, включая доспехи. Мне интереснее бегать по миру, собирать добро, заниматься алхимией, старательно записывая в блокнотик эффекты от растений, исследовать, читать знакомые и незнакомые книжки, втихую мечтать про введение Ввандерфелла и домов… Злиться, когда из-под носа уводят жилку, деревяшку или руну (наличие других игроков всё же придаёт определённую забавность происходящему, да и города поживее). Тем более, например, за первый месяц игры я со скрипом докачалась аж до 20 уровня — из 50. А на момент завершения этого многобуквия с запуска прошло почти два месяца, а я всё ещё до 40 уровня не доползла, в районе тридцатых болтаюсь, и исследованы лишь первые четыре локации территорий Пакта Эбонхарта (а альянсов-то три, и у того же Пакта территорий семь штук). Со мной всё ясно, одним словом :) И да, на данном этапе мне игра понравилась.
Вот докачаюсь до капа (там как раз ещё одну игровую зону ввели…) — и повторю попытку описания. Уже с точки зрения так называемого хай-энд контента.