TESO - это MMO
TESO - это MMO
С самой первой минуты появления информации, что знаменитая и, не побоюсь этого слова, великая серия TES будет воплощена в формате MMO, у многих возник вопрос: а возможно ли это вообще - перенести серию в несколько иной жанр?
Действительно, сингл игры для RPG - это одно, а RPG в рамках MMO - это совсем другое. И сразу начались размышления, что в итоге мы получим. Увидим ли мы привычную нам игру? Смогут ли разработчики перенести "дух" (да, именно так, в кавычках) серии? Не потеряет ли игра своего шарма?
Я, также как и многие, тоже неоднократно задавался этими вопросами и, честно скажу, ни разу не смог найти ответ, который бы мне показался правильным и исчерпывающим. Однако, совсем недавно мою голову посетила одна простенькая мысль. Некоторое время я её вынашивал, чтобы её можно было грамотно облечь в слова. И вот, вроде, что-то сформировалось.
Итак, в этом блоге мы вновь каснёмся темы возможности существования TES в рамках нового жанра - MMORPG. Но, надеюсь, немного под другим углом, чем это делалось прежде. Правда, совсем немного, но всё-таки под другим =)
Повторение - мать ученья... Или мученья? =)
Прежде чем ответить на вопросы о возможности переноса серии (чтобы она осталась узнаваемой фанатами) в формат онлайн игры, постараемся ответить на вопросы о том, что же есть TES и за что мы её любим:
- свободный мир: иди куда хочешь, исследуй что хочешь;
- свобода действий: не понравился вон тот высокомерный выскочка-альтмер? Отрубим ему голову! (К слову, в последних играх серии далеко не каждого высокомерного выскочку-альтмера можно было убить... Зато в них можно было не опасаться увидеть надпись, что вы разрушили свою судьбу и теперь живите сами в этом жалком мире как хотите =) - что и было целью разработчиков, по их же словам);
- свобода развития: классы? Не, не слышал, - мог бы сказать любой фанат серии свитков. Что хотим - то и качаем, а уж что из это выйдет - только нам решать;
- способ развития: какой-то эфемерный опыт за убийство? Нет, суровые парни предпочитают реальность. Как в жизни: чем пользуешься, то и развивается. И не повышением уровня открываются новые способности и повышается мастерство, а наоборот: с повышением мастерства - растёт уровень. К слову, лично меня именно этим в первую очередь и зацепила серия;
- живой мир: и дело тут не в НПС-болванчиках (согласитесь, в Морре они были теми ещё болванчиками) и не с симуляции (неубедительной, положа руку на сердце) активной жизни в Обливионе и Скайриме. Дело тут в истории каждого НПС, в истории в книгах, записках. В валяющемся тут и там хламе. Не, ну реально хлам ведь. Но его можно стащить!!! Всегда удивлялся в других играх: почему, если на столе что-то стоит, я не могу это взять? Да, мне это не нужно и я не стану от этого богатым, но ведь в жизни я мог бы это сделать, почему не могу в игре? Это второе, что лично меня зацепило в серии. Хотя в 4 и 5 частях таких предметов стало меньше. Но в первой и второй их не было вообще =) Тут Морра - непревзойдённая игра. Вот это и есть живой мир, в моём понимании;
- лор, история: мы попадаем в мир, где уже случалось множество интересных событий до нас, и наверняка случатся и после нас. Множество книг читать интересно. И вы заметили, что почти все книги имеют отношение к действительности? Почти со всем, о чём мы можем прочитать во множестве книг, мы можем так или иначе столкнуться в игре. А Обливион? Он вернул нас в Морру, напоминая, что Нереварин покинул Морровинд. Вот! Наша история в прошлой игре стала настоящей историей в новой!
- сюжет и интересные квесты с возможностью выбора варианта действий: тут и комментировать нечего. Хотя я считаю, что самый интересный основной сюжет был именно в Морре. А самый ужасный - в Обливионе (1 и 2 части в расчёт не беру - не проходил).
И поверх всего этого: ты - главный герой этого мира! Первый парень на деревне! И никто не смеет посягать на твою героичность и уникальность!
Ну а теперь давайте всё же устроим "разбор полётов"
Ещё раз напомню, по словам Пола Сэйджа, нет никаких трудностей (технических или иных), которые бы помешали сделать морровинд-,обливион- или скайрим-онлайн. Но разработчики этого как раз и не хотят, они хотят именно ММО.
Казалось бы, чтобы ответить на мой вопрос, я должен дать ответ на каждый вышеперечисленный пункт, попытаться воплотить его в ММО и попытаться понять, будет ли он там уместен. Вот в этом-то и кроется ошибка, как я недавно понял. Не нужно отвечать на все вопросы, нужно ответить на один - самый главный, последний. А именно: можем ли в ММО мы стать единоличным героем мира и нормально ли это будет смотреться. На самом деле, ответ не так очевиден, как кажется на первый взгляд... Попробуем разобрать по полочкам, почему так:
1) Чего нам стоит свободный мир в серии? Левелинг... Мы можем идти куда хотим, потому как встречающиеся монстры редко очень сильно превосходят героя, а после начальных уровней, в общем-то смертельного врага ты не найдёшь - максимум - придётся попотеть. Можно ли реализовать это в ММО? Конечно! Но вот нужно ли? Запомним это - реализовать можно.
2) Свобода действий: она как раз и связана с тем, что именно ты свободен! Ты - один игрок в этом мире и лишь ты решаешь кому жить, а кому умереть. Уже приводился (ан нет, не приводился, это я читал на забугоном сайте) пример, что дав полную свободу одному игроку, мы можем ограничить эту самую свободу у другого. Можно ли это реализовать в ММО? Можно. Нужно ли? =) Можно реализовать и так, чтобы если один игрок убил определённого НПС, то для других этот НПС был бы жив. Но опять, каков в этом смысл? Подождите отвечать, что это нужно, дочитайте до конца =)
3) Свобода развития: вот тут наиболее спорный вопрос. Наверное, можно было бы оставить туже степень свободы и в ММО, наверное, можно было бы придумать какие-то ограничения, ради соблюдения баланса. Однако, я считаю, что в любом случае, систему в чистом виде, каковая она есть в 3, 4 и 5 частях серии, переносить в формат ММО нельзя: в 3 части это слишком плоско и просто для ММО, 4 часть недалеко ушла, а 5 часть предоставляет убер-возможности стать мастером на все руки. Более всего под ММО вариант подходит система из 5 части серии, но её всё равно требовалось бы ограничить: чёткое число перков и прекращение роста остальных навыков при получении определённого капа, я считаю, нужно было бы ввести. А потом ещё и балансить... Балансить сочетание 18 веток!!! Сколько там может быть вариантов? Теперь понимаете, почему было проще отказаться от этой системы? Да и тут нам всё равно предлагают привычную механику развития навыка путём его использования. Так что в очень близком виде - её перенести. С балансом только позволили себе проще разобраться (хотя, увидев какими классовыми способностями обладает Чардей понтятно, что балансить это дело как-то надо - видимо, так как сделано - проще разработчикам, если ли смысл с этим спорить, если ничего кроме слов мы сами предложить не можем, балансить же в реальности не будем =))
4) Способ развития: если реализовать 4 пункт возможно, то можно реализовать и этот пункт в том виде, к которому мы привыкли. А если нет, то и тут тоже нет. Что, собственно, и подтверждается решением самих разработчиков.
5) Живой мир в плане суетящихся нпс-болванчиков и случайных событий нам и так обещают, а вот вопрос о том, чтобы можно было стащить столько же вещей, как и в сингл играх, упирается в теже ограничения, что и 2 пункт. Когда ты играешь не один - всё может быть стащено уже до тебя и мир будет выглядет куда более пусто и уныло, чем со множеством вещей, которые стащить вообще нельзя. Впрочем, даже тут разработчики нам обещают некоторую степень свободы и преемственность традиций.
6) Ну от лора никуда не деться. Это вполне можно реализовать и это уже реализовано. Вопросов к этому не возникает.
7) Сюжет и интересные квесты нам также обещают.
Что же мы действительно (и вполне логично почему) в итоге теряем при переходе на рельсы ММО? С 1 по 4 пункт. Из семи... Не многовато ли?Да нет, и вот почему:
Все перечисленные особенности серии (которые мы теряем при переходе в жанр ММО) направлены именно на то, чтобы сделать персонажа главным героем мира или очень тесно связаны с тем, что игрок в мире - лишь один. Да, опять-таки, всё это реализовать возможно. Но зачем? "Потому что так всегда было в серии!", воскликните вы. И будете правы. Но серия всегда имела в мире всего одного персонажа, управляемого игроком. Вы могли создать второго персонажа, но он бы не встретился с первым и их решения и действия были бы совершенно независимы, у каждого был бы свой собственный мир. Вы уверены, что хотите всё также воплотить в онлайн версии игры? Зачем? Чтобы каждый играл как в сингл? Если вам так нравится играть в сингл и быть первым парнем на деревне, единолично вершить судьбу мира, ну так и играйте в сингл! Благо, от выпуска одиночных игр серии ещё никто не отказывался. Но здесь цель именно создать ММО и перенос в ММО названных особенностей непременно убьёт либо смысл ММО, либо смысл самих этих пунктов: Можно стащить всё, хорошо, но так как в мире не вы один - всё уже стащено и толку от того, что вы можете стащить то, чего уже нет - нет никакого. Левелинг есть - но как он должен работать при игре в группе или при встрече с другими игроками? Вы становитесь по умолчанию равны, ну и какой тогда смысл в ММО и именно его ПВЕ части? 3 и 4 пункт я довольно подробно расписал в этих самих пунктах. Короче, если всё это привнести в ММО, мы получим сингл, а хотели-то всё таки ММО. Либо убьём и то, и другое, так не проще ли оставить Кесарю кесарево? Т.е. то, что идеально смотрится в сингл играх - сингл играм?
Ну так и что же???
А сейчас вы можете праведно разразиться гневом и задаться вопросом, что же тогда мы вообще должны видеть в TESO от TES? Да в общем-то то, что мы и видим. Оставим сингльный особенности синглам. Да и какой смысл играть сингл с онлайне? Общение? Но я также общалс с друзьями по сингл играм серии и на форуме, открывали друг другу какие-то секреты, которые находили, но не пересекались в игре. Это сингл. Так всё и оставим. Тем более, как я уже писал, разработчики, на мой взгляд, вполне разумно перенесли в игру все моменты серии, которые можно было перенести в неё без риска и ущерба (как для жанра ММО, так и для самих этим особенностей в фомате ММО).
Недавно я задумался, а чего бы я на самом деле хотел бы от TES в формате MMO? И я понял, что рассматривал два варианта:
Первый вариант: я представлял себе морровинд-, обливион-, скайрим-онлайн, но не в виде ММО, а в виде кооператива (т.е. максимум для совместного прохождения 3-4 человек). Согласитесь: ММО и кооператив - разные вещи. И нам прямо заявили: далеют именно ММО, а не кооператив. И я считаю, что нет никакого смысла расстраиваться, что будет именно ММО. Ещё раз повторяю: TESO не отменяет и не закрывает одиночные игры серии и уж тем более при выходе не сотрёт со всех в мире компов уже выпущенные игры серии. Если вам не нравится ММО - смело проходите мимо! Никто у вас не отберёт ни существующие игры, ни будущие - от выпуска одиночных игр серии в будущем никто не отказывался! TESO - не замена 6 части свитков. Это отдельная игра. Как в своё время были другие игры по тематике свитков, но не в жанре RPG. И заметьте, они ничуть не повредили играм серии в формате RPG =)
Второй вариант: (самое интересное) - я понял, что я также хотел бы и ММО, пусть даже точный клон wow по механике, НО именно в мире свитков, где я уже столько всего знаю и где бы меня окружало множество вещей, ставших уже привычными. Грубо говоря wow, но без всяких там Иллиданов, а с теми врагами, которых я знаю из лора. Короче говоря, я бы хотел огромный мир со всеми землями известного (а может даже и не известного) мне Тамриэля и Нирна. Я хотел бы встретить в этой ММО расы, которые я знаю по серии TES и врагов или НПС, которых я также знаю по играм серии, виды доспехов и оружия. Прочитать очередную интересную историю этого необычного мира. А если в этот мир ещё и добавят хотябы чуточку той механики, к которой я привык в одиночных играх серии (повторюсь, при соблюдении всего вышеперечисленного в этом пункте - я был бы рад такой игре, даже если бы её механика была бы копией механики wow) - это было бы просто фантастично! Потому что ММО - это прежде всего общение с другими людьми. Со многими людьми. А я бы именно что хотел бы играть с людьми, которые также как и я любям мир свитков. Поэтому если лор будет грамотно перенесён в такую игру (а грамотно и полно перенесённый лор и формирует атмосферу игры, ибо если мы встретим в игре панд - это будет не по лорному и перенос лора можно будет считать неграмотным, а если не увидим хаджитов - перенос будет считаться неполным) - этого уже будет достаточно. Я буду общаться с людьми, которые будут понимать о чём или о ком я говорю, когда я буду упоминать Молага Бала, Даэдра, Кланфира, эбонитовые или даэедрические доспехи. Он будет понимать, что мой рассказ, как я добыл даэдрические доспехи - это действительно круто, потому что доспехи эти крутые! Так что вот чего я жду от ММО. А всё это итак обещано и даже будут перенесены отличительные моменты серии, которые, как я уже говорил, в ММО могут перекочевать без ущерба. А ещё, я хотел бы, чтобы была возможность, как и в синглах, узнать какие-то интересности от других игроков и, воспользовавшись их информацией, самому испробовать этой вкусности (многие "фишки" в одиночных играх серии я узнавал от друзей, также игравших в эту игру, а что-то они узнавали от меня). И это тоже вполне под силу разработчикам!
Друзья, давайте определимся...
Так что, народ, давайте уже определимся, чего именно вы хотите? Сингла? Ну так и играйте в сингл, ждите новой части (которая непременно будет), а TESO... проходите просто мимо не надо её ругать просто потому что вы хотите сингл, а она предлагает вам что-то иное. Вы же не ругаете кошку за то, что она не собака =) Так же и тут - не надо ругать TESO за то, что это не тоже самое, что и сингл с кучей других игроков, просто потому, что это не сингл. Когда вы хотите есть мясо, вы едите мясо, а не овощи, при этом костеря и ругая их, что они имеют не тот вкус, который вы хотели бы ощутить =)
Я уже перечислил, чего реально достаточно для нормальной ММО (!!!именно ММО!!!) по серии TES. И всё это, и даже немного больше, разработчики нам обещают!
Если же вы хотите кооператив, увы, TESO - это не то, это ММО. И ругать ZeniMax или TESO тут опять не за что. Они не обещали кооператив. С этим обращайтесь с Тодду Ховарду или другим разработчикам. Увы, кооператива в или по TES нам ещё никто не обещал...
И ещё раз, для закрепления: определитесь, чего вы хотите. И не ругайте ни игру, ни разработчиков за то, что они не дают вам то, чего хотите вы, но чего не обещали они. Разработчики чётко ещё в момент анонса игры обозначили игру какого жанра они хотят сделать.
В общем, именно такие мысли уложили стройными рядами все смятения в моей голове =)