Скучная смерть или здоровая экономика?
Как старый пердун геймер помнящий ещё времена Ультимы-онлайн (хоть и заочно) хочу побухтеть на мою излюбленную тему касающуюся баланса в ММОРПГшках, в частности казуальности/хардкорности. А именно влияния такого явления как смерть на.. мм.. жизнь игроков. Но начать предлагаю всё же с рассмотрения синглов, например той же серии ТЕС.
Вы крадётесь по айлейдско-даэдрическо-двемрско-жутким руинам, глаз-невидимка прикрыт, но где то за стеной громыхает что-то большое и ужасное. Центурион? Культисты? Вам страшно и вы решаете двинуть в обход. Приоткрываете соседнюю дверь и тут: ловушка,мобов орды,стрела в колено, хелсы на нуле, жрём капусту и арбузы, фаерболлом по башке, кровь, кишки, рас****расило, ***, ****! И вот вы уже смотрите на свой распростёртый труп (ну или запущенный в космос каким-нить бейсболистом-гигантом). Камера наматывает круги до тех пор пока мы не нажмём Quickload. Потом мы исключительно бравым образом накастовываем Владыку поддержки, руну на пол и перебиваем орды-морды как ни в чём ни бывало. После набора какого-то количества часов в Морроблириме опаснейшие противники не вызывают никаких эмоций. У нас на них ультимативное оружие с первых уровней - сейвлоад. И на него даже мана не тратится..
Ну это неизбежное зло, которое не устраняется даже Save&Exit опцией - прохвосты и её обойдут. Но вот в ММОРПГ дело-то другое наверно? Идём мы с пати по глубинно-фантомно-готически-адским лабиринтам, убиваем мобов, лутаем, чатимся, качаемся. И тут выпрыгивает рейд-босс (в данжоне на пати РБ? О_о )! Крауд-контроль сбивают, лаги накатили, дебаффами обвешали, танк агро не держит, рога спуллил треш, кровь, кишки, хилера расконнектило. Видим целую пати мёртвых тушек, потом призрачный забег. Изредка ремонт. И мы снова берём коня за рога! Самым бравым образом раскатываем босса, лутаем его. После налёта какого-то кол-ва часов опаснейшие боссы-мобосы совершенно больше не вызывают эмоций ("Не выпендривайся, ты всего лишь ходячая экспа"). У нас ведь на них ультимативное оружие - Respawn. Доступно с первых уровней. И даже маны не требует.
Осторожно! Многократное повторение описанных ситуаций может привести к опаснейшему вывиху челюстей из-за зевоты во время рейда! Обращаю ваше внимание что на чаше весов в описанных ситуациях лежит только фан и плюшки с одной стороны, которые призваны мотивировать нас к дальнейшему прогрессу. И зачастую креативности авторов theme-park'а не всегда хватает чтобы удержать интерес игроков новыми декорациями для старого содержания. Ведь на другой чаше нет никакой опасности, а значит и мотивации стараться. Такая ванильно-пресная жвачка без толики риска может быстро приесться игрокам. Стоит добавить каких-нибудь неприятных переживаний: ниндзя-лутеров или ганкеров в качестве негативной мотивации и вот уж стоит вайн, рёв и призывы к расправе. Потому что игроки привыкли что им ничего не угрожает и любой регресс и сопротивление вашим усилиям воспринимается весьма болезненно.
В связи с этим предлагаю вам следующий сценарий. Пати пробирается на карачках по.. и тут НЕЖИТЬ! Нежить everywhere! Первую линию игроков сносят мигом. Оставшиеся партийцы в страхе бросаются врассыпную забыв про все квесты, лут и экспу на свете. И твёрдо решают - сюда они больше не ногой! А почему? Потому что с убитых дропнулось всё шмотьё. Мой меч который я крафтил полтора месяца, моя двемерская фигулина, моя кружевная роба с шансом дропа 0.01%, всё что нажито непосильным трудом. Убиенные, безрезультатно воззвав к совести беглецов, достают из банка стальные доспехи средней паршивости и идут пытаться вернуть потерянное. Шмотки получше мобы уже обобрали, полутав приключенцев. Но вот незадача, по прибытии на место обнаруживается только прохиндейская пати враждебных хаджитов, которые при появлении пострадавших растворяются в тенях. Где шмотки? Нет шмоток. Котаны забрали, или мобы утащили. Ищи свищи. И пострадальцы решают: "Чтоб я ещё хоть раз в Двемерике через тёмные углы потащился?! Там где ганкеры и мобы оберут до нитки весь шмот, а что побрезгуют взять - лутеры с рандомными нубами унесут.. Да ни в жизнь! Буду ходить в железе. Это мне по крайней мере ко карману"
На это сцену можно завершить и посмотреть на то что имеем. Ленивое потыркивание мышкой и сморщенный нос от очередного вайпа? Или полноценное полное опасностей приключение, когда смерти боятся и избегают её ценой пропуска опасного контента, когда у вас есть мотивация быть осторожным? Когда благодаря наличию опасности и трусости можно заметить и смелость и проявить находичвость. Думаю игровой опыт во втором случае гораздо ценнее чем выставка халявного лута в первом случае. В заглавии статьи я написал про экономику. Это по-моему даже более существенный фактор, просто он менее очевидный и не подлежит такому художественному описанию как вайпы. Если на фане карамельно-безопасная смерть отражается просто негативно, то экономику такая несущественная смерть просто убивает! Скажите мне как в открытой экономике (когда ресурсы и деньги спавнятся из ниоткуда) сдержать инфляцию? Куда девать все накопленные богатства (на ремонт? пф-ф)? Что, скажите-ка мне, наконец будет покупать человек обвешанный топовыми эпиками? Крафтеры старательно выделывают железные и стальные доспехи - а потом отправляют их в вендоро-помойку. Потому что этот крафт никому не нужен. Алхимики варят начальные зелья, начинающие энчантеры энчантают недоэнчантанные энчанты - и всё-всё-всё идёт в помойку потому что раз выбитый хороший меч проводит черту ниже которой весь шмот становится мусором. Зачем на хороший меч дешёвый энчант? В помойку! Хорошим мечом (и без непредвиденных расходов) я накромсаю денег на зелья +100, так зачем мне +25? В помойку! Весь лоу-шмот - это лишь мусор и средство поднять скилл. Ужасно. Это по вашему здоровая экономика? Хорошая экономика должна быть дефицитна. Проще говоря когда всем не хватает пирожков. И если вы хотите получить свой - вам надо бороться за него на рынке и в поле боя. И именно в том случае когда есть риск утратить все ваши накопления: из-за воров, ПКшников или иной опасности - именно тогда возникает спрос на лоу-крафт. Потому что вместо подхода "ололо-пыщ-пыщ-я-весь-в-фиолетовом" вам придётся подходить с здравых рассудочных позиций к реалиям мира. Если уж вы идёте через криминальный райончик то может лучше рисковать Нагрудником-из-Нетча, а не выставочным Стеклом? К тому же на Стеклянные доспехи сомнительные типчики слетятся как мотыльки на огонь - и лучший доспех сделает вас более уязвимым!
Таким образом привнеся лишения, риск и потери в игру, мы можем получить гораздо более качественный продукт, заставляющих людей думать и рисковать. А риск дело благородное. Не хотелось бы вам в ПвП вместо каких-то +5 очков Альянса разжиться уникальным посохом снятым с тушки свежеубитого Альтмера? Или организовать диверсионный рейд чтобы вернуть ценный утерянный артефакт, подобранный вражеским хилером который теперь зависает в таверне посреди вражеского поселения? А может вам предоставится шанс, перенося все свои накопления из одного банка в другой, попасть в засаду - уникальный опыт. Вы не будете вайнить "Разрабы - где новый контент?". У вас будет своя вендетта к этим грабителям. И свой бесконечный путь к сияющим вершинам. It was merely a setback! И встретив кого-нибудь из них через полгода - вы вспомните этого негодяя :) ММОРПГ перестанет быть чередой однотипных мелькающих тут и там в главном канале ников не значащих для вас ничего. Люди станут для вас людьми - хорошими, плохими, разными. И это хорошая новость!
А плохая - в том что ничего этого к сожалению не будет в TESO.. Я так давно ждал ММОРПГшку по миру Свитков. С Морровинда (ещё кстати по Готике жду, но там серия скатилась в УГ, так что уже не очень) если быть точным. И я так хотел этой лихой свободы. Жаль, не вышло. Вместо "песочницы" где можно огреть совочком любого, и отобрать у него формочки нам выдали политкорректный прилизанный "тематический парк". Нет сомнений он очень большой и предоставляет свободу, пожалуй большую чем прочие конкуретны в этой нише. Мне нравятся анонсы которые я читаю по Elder Scrolls Online. Но с рельсов, увы, сойти будет нельзя. Коммьюнити постепенно обвешается эпиками, зажиреет и брезгливо станет ковыряться пальчиком в куче шмота который ещё вчера вызывал щенячий восторг. Появляющийся на горизонте дракон едва ли прервёт ваше ковыряние в зубах - он ведь ещё должен произнести известную заготовленную речь прежде чем дропнуть свой эпик. И всегда можно отойти налить себе чаю - ведь вражеские альянсы не пустят на ваши территории, а значит вам ничего не грозит. Играть - совсем неопасно. Совсем казуально. Жаль что ещё до своего выхода ЕСО уже утратила шанс на то чтобы стать "Игрой мечты". Придётся ей довольствоваться лаврами просто "лучшей из существующих" чего ей от всей души желаю.